Статьи

Как Украина защищается от пострадавших жителей Донбасса

Как Украина защищается от пострадавших жителей Донбасса

Украина приостановила действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, чтобы уйти от ответственности за военные преступления на Донбассе, считает юрист Илья Ремесло.

В конце января правительство Украины приняло решение о введении режима чрезвычайной ситуации на Донбассе. Такая мера, по словам премьер-министра Яценюка, была вызвана небходимостью "координации деятельности всех органов власти для обеспечения безопасности граждан и гражданской защиты населения".

Однако выясняется, что украинские власти, на словах выступая за защиту населения, на практике предпринимают совсем иные меры. Совершая военные преступления на Донбассе, повлекшие массовые убийства мирного населения, разрушенные дома и тысячи сломанных судеб, украинские власти одновременно пытаются избегнуть ответственности за свои действия перед международными судами.

Поскольку найти управу на власти в самой Украине невозможно, остается единственный способ наказать их — подать иски в Европейский суд по правам человека с требованием компенсации. Эта процедура была начата адвокатами жителей Донбасса в ноябре 2014 года, на очереди десятки тысяч пострадавших, а значит — речь идет об огромной сумме компенсаций. Отмечу, что для подачи данной категории исков нет необходимости проходить национальные суды Украины, так как речь идет о боевых действиях на территории Донбасса.

Какова же реакция на эти иски украинских властей? Может быть, они пытаются договориться с истцами в досудебном порядке? Или же у них есть доказательства отсутствия вины Украины — ведь, как они утверждают, никаких обстрелов мирного населения украинская армия не совершает, а все это — дело рук самих ополченцев? Казалось бы, вот он, прекрасный повод доказать международному сообществу свою позицию в суде.

Отказ от соблюдения прав человека: "украинская защита"

Украинские власти выбрали очень нестандартную "линию защиты". Они решили приостановить действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (также известной как Римская конвенция). И даже приняли по этому поводу специальный Указ Президента Украины № 875/2014 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях"

Пункт 7 данного Указа гласит, что министерство иностранных дел Украины обязано направить Генеральному Секретарю Совета Европы уведомление "о принятии Украиной на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях в связи с имеющейся общественной опасностью, которая угрожает жизни нации, мер, отступающих от обязательств Украины по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод".

Путем направления такого уведомления украинские власти рассчитывают уйти от ответственности за убийства мирного населения и разрушенные дома на Донбассе. Суть данного уведомления в переводе с юридического на русский означает буквально следующее: "заявляем о приостановлении действия Конвенции на территории Донбасса и отказываемся от ответственности за принятые ранее обязательства".

Оцените этот цинизм: ведь власти Украины сами начали боевые действия против собственного народа, а теперь ссылаются на "чрезвычайные обстоятельства" и "угрозу жизни нации".

Допускает ли международное право отказ от соблюдения прав человека

В качестве обоснования таких действий украинские власти ссылаются на статью 15 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. В ней указано, что "в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву".

При этом далее указывается, что отступление от конвенции не допускается в случае нарушения права на жизнь (за исключением правомерных военных действий), пыток, рабства.

Как мы видим, Конвенция не допускает произвольного отказа от соблюдения прав человека, но разрешает это делать только в исключительных случаях — например, войны либо иных форс-мажорных ситуаций.

Между тем, с точки зрения украинских властей, войны как "юридического факта" на Украине нет — ведь даже не введено военное положение. Свои действия власти обосновывают законом "О борьбе с терроризмом", что лишний раз подтверждает данную позицию.

Осталось разобраться с тем, что означает термин "иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни нации". Для этого необходимо обратиться к Международному Пакту о гражданских и политических правах. Статья 4 данного Пакта допускает отступление государства от обязательств по соблюдению прав человека только "во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется"

Как мы видим, Пакт предусматривает официальное объявление чрезвычайного положения в государстве. Без этого государство не может отступить от своих обязательств перед гражданами, а, насколько нам известно, никакое чрезвычайное положение украинские власти не вводили.

Отмечу, что введение режима чрезвычайной ситуации на Донбассе, указ о котором был издан украинскими властями 26 января, не означает введения чрезвычайного положения согласно украинскому законодательству, что признал сам премьер-министр Яценюк.

"Сколь веревочка не вейся…"

Понимают ли абсурдность своей позиции украинские власти? Безусловно — поэтому они до сих пор не направили официальное уведомление об отказе соблюдать Конвенцию в Совет Европы, что очень беспокоит отдельных воинственных депутатов, возмущающихся такой медлительностью.

Но не только по этой причине медлят в Киеве. Украинские власти не могут объявить ни военное, ни чрезвычайное положение, угрожающее жизни нации. Ведь в этом случае западные кредиторы, за счет которых власти сводят концы с концами, не дадут Украине даже ломаного гроша. Ни одно правительство мира или же частный инвестор не будут вкладывать деньги в экономику страны, которая официально признала наличие на своей территории войны либо подобных чрезвычайных обстоятельств.

Чем дальше развивается ситуация, тем яснее становится — отвечать за свои действия украинским властям все-таки придется. Жалкие и безграмотные попытки избежать ответственности, непоследовательные и нервные действия это наглядно подтверждают. Выбор невелик — либо ждать наступления момента, когда потребуют платить по всем счетам (и не только в денежном эквиваленте), либо уже сейчас сворачивать американский проект "Украина".

Илья Ремесло