Жизнь

"Я словно проник в другой мир": как Дэвид Боуи впечатлился советской Россией

"Я словно проник в другой мир": как Дэвид Боуи впечатлился советской Россией

Сегодня в возрасте 69 лет от рака скончался легендарный британский музыкант Дэвид Боуи. Немногие знают, что он трижды бывал в России - два раза в качестве туриста еще во времена СССР и один раз с гастролями - в июне 1996 года, в Государственном Кремлёвском Дворце в рамках поддержки своего альбома "Outside". Ruposters Life вспоминает, какими были впечатления музыканта от нашей страны.

Последний приезд в Россию был омрачен внезапной простудой музыканта - из-за простуды он не покидал президентского номера «Палас-отеля», куда его поселили. Лишь за день до концерта Боуи вышел в свет, чтобы провести пресс-конференцию и встретиться с поклонниками. Это посещение российской столицы, как и сам концерт, не доставили певцу особого удовольствия - столичная публика показалась ему излишне холодной, да и организация мероприятия, как позже писали СМИ, оставляла желать лучшего. С куда большей теплотой певец вспоминал свою поездку по Советскому Союзу в 70-х. Для западного музыканта путешествие в страну за "железным занавесом" наверняка было чем-то из разряда посещения параллельной вселенной.

Впервые Россию Дэвид Боуи посетил в апреле 1973 года. Тогда концертом в Иокогаме он завершил свою японскую часть гастрольного тура, и для продолжения запланированных концертов ему было необходимо добраться до Европы. Самый очевидный вариант - самолётом - звезде не подходил: певец страдал сильнейшей непереносимостью авиаперелетов. Потому было принято решение отправиться в путь поездом - по знаменитой Транссибирской магистрали.

Путешествие по Транссибу заняло порядка 10 дней, и на протяжении всего маршрута Дэвид практически не выходил из купе, глядя в окно на бескрайние сибирские просторы. Меняющиеся пейзажи за окном он старательно фиксировал на 16-миллиметровую кинокамеру, приобретенную незадолго до этого в Японии. Когда поезд сделал остановку в Свердловске, персональный фотограф музыканта Ли Чилдерс порекомендовал Дэвиду сменить кимоно, в котором тот ходил по составу, на нормальную одежду и выйти на платформу «города, где был убит последний русский царь». Боуи прислушался к компаньону и, переодевшись, вышел на перрон.

Сделав несколько снимков музыканта, Чилдерс решил запечатлеть на память советских милиционеров, стоявших поблизости. У стражей порядка странные личности с камерой вызвали подозрение - подойдя к фотографу, они потребовали вынуть и отдать им плёнку. В этот момент снимать происходящее на свою камеру начал уже сам Боуи. Неизвестно, чем бы закончился конфликт англичан с советскими правоохранителями, если бы в этот момент на выручку им не подоспели две проводницы. Девушки, присматривавшие за "интуристами" на протяжении всей поездки, буквально запихнули их обратно в вагон, чем, возможно, спасли от ареста.

Именно впечатлениями от первой поездки по Советской России Боуи вдохновлялся при написании песен для своего восьмого студийного альбома "Diamond Dogs", увидевшего свет в 1974 году. Тематически же это был союз романа "1984" Джорджа Оруэлла и его собственное видение пост-апокалиптического мира, окрашенное красками глэма.

"Мы возвращались через Сибирь, проезжали Китай, Россию и Польшу. Мне кажется, это не могло не подтолкнуть его воображение. Мы смогли увидеть другую систему, что по многим причинам было сильным шоком, потому что культурная среда была совсем другой, особенно после Японии, которую мы оба полюбили, и где культурный шок был приятным. В Восточном блоке живут прекрасные люди, но тогда, в 70-е там была суровая политическая система; чувствовалось, что за вами наблюдают, если не следят», - вспоминал сопровождавший певца в поездке участник его группы Джефф МакКормак, отвечая на вопрос об истоках "Diamond Dogs".

По словам самого Боуи, на тот момент он был буквально ошарашен красотой русских девушек и бескрайними просторами Сибири. Музыкант с удовольствием пил "железнодорожный" чай и пел проводницам свои песни по ночам.

"Сибирь была невероятно внушительна. Целыми днями мы ехали вдоль величественных лесов, рек и широких равнин. Я и подумать не мог, что в мире ещё остались такие пространства нетронутой дикой природы. То, что представилось моим глазам, было подобно проникновению в другие времена, в другой мир и произвело на меня мощнейшее впечатление. Было довольно странно сидеть в поезде, который сам по себе является продуктом современных технологий, и путешествовать сквозь места, настолько чистые и не испорченные человеком", - писал позже Боуи о своем путешествии в своих письмах, адресованных девушке по имени Шерри Ванилла, которая в то время была его менеджером.

Россия настолько поразила рокера, что 3 года спустя он решил вернуться, причем не один - Боуи привез в СССР своего друга Игги Попа, не менее легендарного и культового, чем он сам. В Москве музыканты остановились в гостинице "Метрополь". Об этой поездке известно крайне мало, слухи утверждают, что при въезде в Страну Советов у Боуи и Попа изъяли некую запрещенную в СССР нацистскую литературу. Однако, о каких именно книгах идёт речь, нигде не упоминается. Так что, вполне возможно, что это что-то из разряда слухов и сплетен.

Ничем особенным москвичам Боуи тогда не запомнился: в сопровождении Игги Попа он совершал стандартные туристические прогулки по Красной площади, музеям Кремля и окрестностям. Разумеется, в то время на московских улицах его никто не узнавал, чему несколько подуставший от внимания Боуи был, вероятно, только рад. Отпраздновав день рождения Попа, музыканты отбыли восвояси.

"Россия - удивительная страна, и я был очень взволнован перспективой увидеть хотя бы часть её своими глазами. Конечно, я имел некоторое представление о России из того, что читал, слышал и видел в фильмах, но приключение, которое я пережил, люди, которых я встретил, - всё это сложилось в удивительный опыт, который я никогда не забуду", - отмечал Боуи.