В день собственного 69-летия Дэвид Боуи выпустил свой 25-ый по счету альбом “BlackStar”. Редакция Ruposters Life послушала его и попыталась расшифровать, что за завещание оставил миру великий музыкант, известие о смерти которого пришло сегодня утром.
После долгой творческой паузы Дэвид Боуи вернулся в 2013 году с обаятельным, но необязательным альбомом “The Next Day”, на котором певец обратился к арт-року 70-х в духе собственных “Heroes”. Однако новый диск “BlackStar” вышел куда более амбициозным и обстоятельным как в музыкальном плане, так и в плане смысловой нагруженности текстов.
По словам продюсера альбома Тони Висконти, с которым Боуи работает чуть ли не с самого начала своей музыкальной карьеры, музыкант вдохновлялся прошлогодней нашумевшей пластинкой Кендрика Ламара “To Pimp a Butterfly”. Для Дэвида Боуи джаз всегда был жанром, стоящим на ступень выше поп- и рок-музыки. Именно поэтому музыканта восхитило, как ловко популярный рэпер совмещает старорежимный джаз и современный хип-хоп. На Боуи также повлияли шотландские электронщики Boards of Canada, любящие экспериментировать с кассетной пленкой и старыми синтезаторами.
К счастью, Дэвид Боуи не стал пытаться обогнать паровоз, как с ним однажды случилось в 1997 году на “Earthling” (который он тоже выпустил в день своего рождения – тогда исполнителю исполнилось 50 лет), где он заигрывал с ультрамодными тогда джанглом, техно, драм-н-бэйсом. Во всяком случае, на последней своей пластинке он не действует так прямолинейно. На “BlackStar” присутствует по большей части привычный для музыканта арт-рок, немного сдобренный переливами саксофона, джазовыми гармониями и восьмидесятническими синтезаторами.
По признанию музыкантов, с которыми Боуи записывал альбом, во время студийных сессий он практически не давал им никаких указаний. “Единственное “распоряжение”, которое мы получили от него, было: “Давайте хорошо проведем время”! Настолько он нам доверял как профессионалам”, - заявил клавишник Джейсон Линднер, во время записи успевший поэкспериментировать с девятью синтезаторами.
На “BlackStar” певец не создает ничего принципиально нового и отличного от того, что он делал раньше. Что бы ни говорили некоторые критики, по большей части это все тот же Боуи, которого все знают и любят, но, чего уж там, куда более мрачный и депрессивный. Объединяет же все семь песен на пластинке одна общая тема – смерть.
Первая же песня на альбоме “BlackStar” звучит тревожно и угрожающе, в чем-то вызывая ассоциации с Radiohead на пике формы и с еще одним живым гением Скоттом Уокером. Как свидетельствует сессионный саксофонист Донни Маккаслин, эта песня, повествующая об умирающих во имя идеи людях, Дэвид Боуи на самом деле посвятил ИГИЛ*.
Также на альбоме присутствует удивительный трек Girl Loves Me, парадоксальным образом похожий одновременно на Pink Floyd конца 70-х и на современный трэп-рэп с автотюном в духе Young Thug и Future. Если прислушаться, Боуи в тексте использует несколько русских слов, таких как “чудесный” и “девочка”. Трэп-рэперов обычно упрекают в том, что, мол, они исполняют свои песни на неведомом языке, состоящем из мало кому понятных слов на слэнге. Похоже, Боуи решил обыграть эту фишку в современной музыке, написав песню, состоящую из слов из самых разных языков. Мало кто из музыкантов его поколения способен на подобные постмодернистские шутки.
Еще одна выдающаяся песня с нового альбома – громкая и печальная песня “Lazarus” с совершенно индустриально-роковым звучанием, рассказывающая, как можно догадаться, о воскрешении Лазаря. Уже сейчас понятно, что этот трек является лебединой песней, своеобразным реквиемом по самому себе. “На мне раны, которых никто не видит”, “Я в опасности, мне нечего терять”, “Взгляни-ка, я уже в раю”, – после смерти знаменитого музыканта от рака эти строки прочитываются по-другому. Продюсер Тони Висконти назвал ее “прощальным подарком” миллионам поклонникам певца по всему миру. На эту песню накануне был выпущен видеоклип, в котором музыкант лежит на больничной койке с завязанными глазами.
Дэвид Боуи всегда был эстетом до мозга костей, и оставался им до самого конца. Теперь весь мир его навсегда запомнит как человека, умудрившегося даже из своей смерти сделать произведение искусства. Покойся с миром, Дэвид.
- * ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ