Политика

Washington Post раскрыла детали мирного плана США по Украине

Washington Post раскрыла детали мирного плана США по Украине
Фото The White House | Flickr

Колумнист The Washington Post Дэвид Игнатиус со ссылкой на американских, украинских и европейских чиновников пишет, что, несмотря на жесткую манеру ведения переговоров президента США Дональда Трампа, перспективы мирного соглашения по Украине становятся более реальными.

Речь идет о договоренностях, в рамках которых Украина закрепляется как суверенное государство, входящее в Евросоюз, а ее границы защищены международными гарантиями безопасности. По данным украинских источников, обсуждаемый пакет включает три основных документа: сам мирный договор, соглашение о гарантиях безопасности и план восстановления экономики. Президент Финляндии Александр Стубб указывал, что обновленный американский мирный план сокращен с 28 до 20 пунктов, а 10 декабря Киев совместно с европейскими представителями намерен представить пакет поправок.

По информации источников Игнатиуса, на переговорах рассматривается вступление Украины в ЕС в 2027 году. Хотя отдельные государства Евросоюза, в первую очередь Венгрия, выступают против такого шага, в администрации Трампа уверены, что смогут преодолеть сопротивление Будапешта. В Вашингтоне рассчитывают, что вступление Украины в ЕС будет способствовать развитию торговли, инвестиций и антикоррупционные усилий Киева. 

Еще один ключевой блок касается гарантий безопасности: Киев добивается соглашения с США по аналогии с коллективной обороной в рамках НАТО с ратификацией в Конгрессе, а европейские государства должны будут подписать отдельный документ. При этом американо-украинская рабочая группа прорабатывает механизмы быстрой реакции на потенциальные действия России и сохранения обмена разведданными. Игнатиус отмечает, что надежность таких гарантий частично ставится под вопрос новой Стратегией нацбезопасности США, фиксирующей корректировку подхода Вашингтона к безопасности в Европе.

Отдельный элемент обсуждений касается защиты суверенитета Украины от возможного российского вето на ее решения и предполагает, в частности, дискуссию об ограничении численности украинской армии на уровне около 800 тыс. военнослужащих. Киев выступает против жестких конституционных рамок, однако, как подчеркивают собеседники издания, регулярные войска теоретически могут дополняться национальной гвардией и другими вспомогательными формированиями. 

Рассматривается также создание демилитаризованной зоны вдоль всей линии соприкосновения от Донбасса до Херсона с дополнительной, более глубокой полосой, где будет запрещено размещение тяжелых вооружений, а контроль за соблюдением режима планируется сделать максимально пристальным. При этом обмен территориями описывается как практически неизбежная часть сделки, хотя Киев и Вашингтон продолжают спорить о возможной линии разграничения, тогда как Москва настаивает на выводе украинских сил с ряда контролируемых ими районов Донбасса.

По сведениям WP, команда Трампа убеждает Украину согласиться на уступки сейчас, исходя из оценки, что в течение ближайших шести месяцев Киев может потерять значительную часть региона. Украинская сторона при этом заявляет, что не обладает законным правом передавать территории, ссылаясь на конституцию. В числе возможных вариантов называется корейский сценарий, который Киев ранее допускал как теоретическую возможность. Отдельно обсуждается передача управления Запорожской атомной электростанцией США. 

В экономическом блоке администрация Трампа предлагает выделить Украине около 100 млрд долларов за счет замороженных в Европе российских активов в качестве компенсации с потенциалом увеличения суммы. Также Белый дом ведет переговоры с руководителем BlackRock Ларри Финком об обновлении концепции Фонда развития Украины, который может привлечь до 400 млрд долларов на восстановление страны при участии Всемирного банка. При этом Трамп, по данным издания, заинтересован в запуске аналогичных инвестиционных инициатив и для России.

Игнатиус полагает, что чрезмерное давление Трампа на Владимира Зеленского и европейских партнеров способно сорвать дипломатический процесс и подтолкнуть стороны к продолжению военного противостояния, а новую Стратегию нацбезопасности США он рассматривает как дополнительный фактор усложнения переговоров. По его мнению, серьезной ошибкой для Трампа было бы навязывать формат жесткого ультиматума с ограничением по времени, поскольку дипломатия и крупные сделки требуют долгосрочного и более гибкого подхода. Тем временем Financial Times сообщила, что Трамп дал Зеленскому несколько дней на ответ по мирному плану и рассчитывает, что соглашение удастся заключить к католическому Рождеству 25 декабря.