“Прыжком на Северный полюс” назвал российскую деятельность в Арктике Дейв Маджумдар в статье для издания The Daily Beast. По мнению автора, Москва хочет “упрочить свои претензии на этот холодный регион”.
Размещение к 2017 году на восстановленных советских аэродромах истребителей-перехватчиков МиГ-31, присутствие в регионе стратегических бомбардировщиков Ту-95, способных нести ядерное оружие, строительство 13 новых аэродромов, 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации, а также одного наземного авиаполигона - вот далеко не полный список ближайших действий России в Арктике.
“Почти в три раза увеличилась в текущем году интенсивность полетов в арктической зоне экипажей стратегических ракетоносцев Ту-95МС авиабазы дальней авиации, дислоцированной в Амурской области”, - цитирует автор статьи слова полковника Александра Гордеева. А затем продолжает описывать “прыжок на Северный полюс”.
“В апреле российский президент Владимир Путин объявил, что его страна создаст сеть арктических баз, на которых на постоянной основе разместит подлодки и надводные корабли (в частности для этой цели Россия попыталась восстановить заброшенную советскую базу на Новосибирских островах). Кроме этого, Россия направляет в ключевые точки сухопутные силы - в том числе пехоту и бронетехнику, - а также работает над новым флотом подводных ракетных крейсеров, способных действовать под ледяными шапками. Наконец, Москва вновь открывает 10 поисково-спасательных баз, которые, по мнению аналитиков, будут не только обслуживать новый торговый путь, когда льды растают, но и служить военным задачам”, - приводит слова Дейва Маджумдара портал ИноСМИ.Ру.
Три атомных ледокола должны присоединиться к российскому флоту в промежутке с 2017 по 2021 годы. Эти гиганты - “Арктика”, “Сибирь” и “Урал” - “самые большие в истории, способные проламывать льды толщиной в девять футов”, - сказано в статье The Daily Beast.
Естественно, такие широкомасштабные действия Москвы вызывают нервную реакцию у стран, имеющих собственные виды на арктические широты.
“Нас упорно пытаются вывести из равновесия. Все страны Арктического совета - и в первую очередь США - сейчас меняют свои военные доктрины, готовясь защищать новые границы, открывающиеся из-за таяния льдов. Отчасти это естественный процесс приспособления к происходящим в Арктике естественным переменам климата”, - говорит старший вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хизер Конли.
“Пока Россия хотя бы претендует на статус великой державы, трения в Арктике будут продолжаться. Не следует забывать и о географических факторах. Если Россия хочет поддерживать свой потенциал ядерного сдерживания, ей будут нужны базы вокруг Мурманска”, - констатирует специалист по арктической безопасности из Университета Калгари Роб Хьюберт.
По его мнению, Россия так активно строит новые подводные крейсеры, способные действовать под арктическими льдами, как раз для укрепления своего присутствия на севере. Впрочем, активность Кремля не ограничивается лишь военной составляющей.
“Один из главных предметов спора - насколько далеко простирается арктический континентальный шельф (и, соответственно, исключительные экономические зоны каждой из стран). Особенно агрессивно выступают канадцы и русские, опираясь на зачастую противоречащие друг другу научные данные. Вопрос в том, где заканчивается подводный хребет Ломоносова. В зависимости от того, чьи данные ООН сочтет более убедительными, одна из стран получит право эксплуатировать ресурсы большого куска подводной территории”, - пишет автор статьи в The Daily Beast, прибавляя, что “русские, канадцы и датчане сейчас проходят установленную ООН процедуру”.
А что же США? Американские власти до сих пор не ратифицировали Международную конвенцию по морскому праву - сетует старший вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хизер Конли. А раз так, то и не могут отстаивать в ООН свои претензии.
В общем, пока в Вашингтоне упивались своим величием, мир менялся. Естественно, то широкомасштабное военное строительство, которое проводит Россия в арктических широтах, не началось вчера, а тихонько готовилось годами.
Просто сейчас скрывать масштабы “прыжка на Северный полюс” уже не представляется возможным. Да, собственно говоря, и незачем. Пришло время открыто заявить о своей способности защитить Русский Север, который, по оценкам американских экспертов, дает “22 % российского экспорта и 14 % российского ВВП”.