За 5 лет в стране было разведано более 270 месторождений твердых полезных ископаемых. Однако при этом Россия не входит в число лидеров по объемам инвестиций, вкладываемых в геологоразведку твердых полезных ископаемых. "Это, по нашему мнению, имеет негативные последствия, в том числе и с точки зрения социально-экономического развития регионов", - сказал министр. Производство золота в России увеличилось в 2013 г. на 12,6% в годовом выражении до 254,241 тонны, по данным Союза золотопромышленников России. В том числе производство слитков из добытого золота увеличилось на 8,2% до 213,977 тонны, попутного золота - на 3,2% до 16,005 тонны, вторичного золота - в 2 раза до 17,764 тонны. Экспорт золотосодержащих концентратов вырос в 2013 г. на 63,2% до 6,495 тонны. Для сравнения, Китай в прошлом году увеличил производство золота на 6,2% до 428,16 тонны. Страна занимает первое место в мире по производству золота седьмой год подряд. В 2013 г. мировые цены на золото упали на 28%. В то же время с начала 2014 г. этот драгметалл подорожал с $1217 до $1328 за тройскую унцию. Из налогов надо вычесть затраты на геологоразведку Необходимо вводить специальные целевые механизмы стимулирования геолого-разведочных работ (ГРР), как в других странах, считают в Минприроды. Налогообложение добычи нефти и газа в зарубежных странах базируется на прибыли.
"Выходом, на наш взгляд, могло бы стать внедрение системы вычетов расходов на геолого-разведочные работы из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), подлежащего уплате компаниями в бюджет. Аналог в законодательстве уже есть – это вычеты из НДПИ по углю расходов, понесенных недропользователями, на обеспечение промышленной безопасности в шахтах", - предложил Донской.
Минприроды, в соответствии с поручением правительства и комиссии ТЭК, проведены все необходимые расчеты. "По нашим данным, введение такого механизма позволит получить прирост запасов нефти за 10 лет от 2 до 3 млрд т, в том числе за счет новых открытий, а также обеспечить дополнительную добычу от 360 до 605 млн т нефти в год. К сожалению, мы упираемся в позицию Минфина. Мы готовы поработать с Минфином, Минэкономразвития, чтобы доложить конкретные параметры такого механизма уже осенью этого года", - сказал министр. Минфин предложил налоговый маневр для ТЭК: на первом этапе не будет повышения пошлин на мазут до уровня 100% от пошлин на нефть, но НДПИ будет повышен, акцизы планируется снижать. Согласно предложению Минфина в 2015 г. предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен быть снижен с действующих 59% до 42% (по проекту бюджета предлагалось до 57%), а в 2016 г. - до 28%. Одновременно планируется повысить НДПИ в 2015 г. с действующих 493 руб. до 750-780 руб., в 2016 г. - до 1010 руб. вместо запланированных в бюджете в 2015 г. 530 руб., а в 2016 г. - 559 руб.