ЦИК оценил Единый день голосования как спокойный. Средняя явка по стране составила 41,2%. По словам главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, она на 3,5% превысила показатели 2018 года. Вторых туров нигде не будет: во всех 16 регионах, в которых проходили выборы губернаторов, лидируют действующие главы регионов либо временно исполняющие обязанности. Самый высокий результат показал Александр Осипов в Забайкальском крае — за него проголосовали почти 90% избирателей. Выборы в Мосгордуму, несмотря на мобилизацию оппозиции и повышенное внимание журналистов, отметились не слишком высокой явкой: по сравнению с 2014 годом она увеличилась лишь на 0,73% (21,77% против 21,04%). По итогам голосования "Единой России" достанется больше половины мест в Мосгордуме (25 из 45). Остальные разделили между собой самовыдвиженцы, представители КПРФ, "Яблока" и "Справедливой России". ЛДПР не досталось ни одного кресла, зато партия отыгралась в Хабаровском крае, где выборы, по словам наблюдателей и политологов, оказались самыми грязными. О том, чем запомнилась кампания, — Дмитрий Лекух.
На самом деле главное впечатление от прошедшего Единого дня голосования в том, что Гюльчатай в лице любой оппозиции, в том числе и системной (ЛДПР в Хабаровске, например), "показала свое личико" в полной красе широким народным массам. И им этакое мурло отчего-то не понравилось.
Тут даже ничего не надо выдумывать, довольно вспомнить уже ставшую знаменитой "вечеринку на реальных сроках": в день вынесения приговоров сторонникам за участие в незаконных акциях, к которым сами же и призывали, лидеры оппозиции весьма славно зажгли.
Такой фестиваль тюремной татуировки на фоне, Господи прости, голодающей ряхи "блондинки в законе" Любови Соболь (думал ли кто, что может быть ухудшенная копия даже у Ксении Анатольевны Собчак? Лично мое воображение очень долго отказывалось что-то подобное принимать). А также пляшущего неведомый танец Навального** и еще какого-то голого человека. Господи, это вообще какое-то инферно, если честно, даже чисто эстетически.
А на самих выборах о каких-либо нормах приличия забыл уже даже и долго рядившийся в "белые одежды" поборника чистоты процедуры "Голос"*, пустив дезу про неработающие камеры на Сахалине. Дело тут вовсе не в том, что у кого-то были хотя бы малейшие сомнения в том, кто на самом деле является бенефициаром деятельности этой замечательной организации. Но тут что-то пошел вообще какой-то "зашквар" — уровень мастерства в "рядах демократов" явно "редеет". Просто ничего, кроме как пилить гранты, люди делать не желают даже учиться.
У большинства независимых наблюдателей и экспертов возникли определенные вопросы по бенефису местного отделения ЛДПР в Хабаровском крае. Я никого не могу ни в чем обвинить, но выступили там люди настолько знатно, что любые "единороссы" с их "административным ресурсом" выглядят на фоне воспитанницами пансиона для благородных девиц. Местные жители обратили внимание на использование административного ресурса. На нескольких участках появились листовки с логотипом партии. Где-то бюллетени выдавали голосующим прямо из-под стола, не спрашивая даже паспорт. Где-то возникли перебои с электричеством. Иные избиратели обнаружили, что к их адресам приписаны какие-то другие люди.
А вот у "Голоса"* никаких вопросов по Хабаровскому краю не возникло. Тут процитирую Максима Григорьева, заместителя руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан:
Самая интересная ситуация, с которой мы столкнулись: если граждане посылают сообщение на карту "Голоса"* о том, что ЛДПР в Хабаровском крае нарушает правила, используя административный ресурс, то карта нарушений либо стирает эти сообщения, либо прямо по электронной почте пишет, что она не будет принимать такие сообщения. И вот такая ситуация, когда фактически "Голос" сдерживает поток сообщений, проводит цензуру и скрывает сообщения о нарушениях со стороны ЛДПР, конечно, смотрится очень странно.
В общем, все это выглядит настолько волшебно, что это просто не могло не повлиять на рейтинги партии власти. Которая, повторюсь, на фоне столь замечательной оппозиции, что системной, что совсем не системной, выглядит образцом приличия и респектабельности.
В одиннадцати из двенадцати заксобраний в регионах именно "Единая Россия" по итогам выборов получает большинство. В ряде случаев подавляющее.
Теперь короткие выводы "по горячим следам":
Во-первых, выборы показали достаточно стандартную явку и прошли в большинстве регионов с беспрецедентно низким уровнем нарушений, что было зафиксировано и зарубежными наблюдателями.
Во-вторых, правящая партия после локальных неудач прошлого года, совершенно очевидно, сделала вполне правильные выводы и сейчас старательно учится адресно работать с избирателем. Оппонирующие ей политические силы этого то ли не поняли, то ли у них и возможностей в повестке таких особенно нет. Здесь ослабли даже всегда активные на местах коммунисты.
В-третьих, конечно, произошла, если хотите, ощутимая регионализация повестки. То есть той части электората, которой интересны региональные выборы, интересна, что закономерно, и местная повестка. Как тренд это стало оформляться еще на прошлогодних выборах, когда некоторым кандидатам-единороссам для переизбрания стало недостаточно даже пресловутой фотографии с Путиным. Кстати, судя по всему, "ЕдРо", к чести своей, это признала и выводы сделала. Но теперь этот тренд уже окончательно оформился: хочешь побеждать на местном уровне – говори о местных проблемах. И это, пожалуй, стало основным событием, зафиксированным в ходе текущих выборов: российский избиратель, что называется, "повзрослел". И начал понимать, чего именно он, избиратель, хочет от власти на каждом из ее уровней. Поэтому и требует обсуждения местной, близкой ему повестки.
Кстати, именно это взросление электората во многом определило оглушительное системное поражение "демократической оппозиции": именно системное и до невозможности скучное, потому как их с их технологиями просто перестали воспринимать всерьез. Оттого протест и стал настолько уныл, что уже не интересует даже и пресловутую "школоту". Даже в вечно фрондирующей Москве протестный электорат ужался до вполне системного "Яблока", традиционно способного только изображать демократическую оппозицию, с удовольствием оттеняя своей недоговороспособностью и общей бестолковостью прагматичность действующих властей. Именно в этом роль "старейшей демократической партии России" исторически и заключается.
Смешнее разве что только называть безоговорочной победой избирательную технологию УГ, моментально прозванную ехидным электоратом унылым ..., скажем так, голосованием. Хотя это удобно, ибо проверить, насколько эффективна данная технология полулегальной "торговли голосами", математически довольно непросто (что и есть настоящее раздолье для всевозможного мелкого жулья: как в том известном анекдоте "тут-то мне, Петька, карта и поперла"). И мы не знаем, насколько могло УГ помочь, допустим, противоестественно союзным Навальному** коммунистам, но те же "яблочники", знающие толк в выборах, уже выступили с эпическим в адрес "навальнят" заявлением: мол, не пользуйтесь нашей победой в своих целях.
Хотя, справедливости ради, этот компромисс с партией власти и победой достаточно непросто назвать. Вот и остается только что веселиться на фестивале тюремных татуировок, отмечая успешно освоенные "бюджеты" от разнообразных "спонсоров".
В остальном же выборы, что называется, прошли в плановом режиме. Потрясений не состоялось. Да их, в общем-то, на нынешнем этапе "политической борьбы" пока что и не следовало ожидать.
- * Движение в защиту прав избирателей "Голос" - внесено Министерством юстиции РФ в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента
- ** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга