Вот удивительная вещь: известнейший российский режиссер на днях получил приз за фильм о наших простых соотечественниках из глубинки. Комментируя, мэтр говорил, что Запад не понимает России и русских. Не понимает, что, например, если здесь отключить электричество и телефон, то… ничего не произойдет (понятно, что это не о «маленьком Западе» внутри Садового).
И практически в это же самое время другая отечественная творческая личность объявляет, что его страна сошла с ума, и он один такой среди дерьма. А сошла с ума, потому что – если отбросить детали – не стала Западом. Ну или просто не прогнулась под его изменчивые потребности (впрочем, в отношении России они не менялись еще со времен псов-рыцарей, но это мелочи).
Забавно: когда Россия отстаивает в мире свои интересы против «превосходящих сил противника», тут быть в меньшинстве – безумие (то самое их любимое: «весь цивилизованный мир против нас, мы отверженные, белые вороны, изгои и прочие шабесгои»). Но когда уже в своей стране окружающие не хотят разделить с ними их добрые чувства к убийцам русских, то, оказывается, безумно большинство, а не они. Польский афорист Владислав Гжегорчик остроумно заметил: «Если вам кажется, что вы сошли с ума, вы здоровы; а если вам кажется, что все посходили с ума, вы не в своем уме».
Что до нас, безумных, то я как раз очень хотел бы, чтобы мы, глядя на столь яркие примеры массового помешательства в соседнем государстве с неопределенными границами, понимали всю важность сохранения рассудка. Потому что самое плохое, что с нами может случиться – это уподобиться скачущим и лалалакающим.
Я понимаю, кому-то хочется махать шашкой и шагать на Киев (Берлин, Брюссель, Вашингтон), спасать наших недобратьев от всех этих порошенко-аваковых-ярошей и прочих «носителей европейских ценностей», каких бы на пушечный выстрел не подпустили бы к власти в самой Европе. Однако здравый смысл подсказывает, что это, все же – их собственное дело. И самое страшное наказание для них – не российская «агрессия-оккупация-аннексия»,
Поэтому я, кстати, не включился в фейсбук-кампании и камлания на тему перемирия – очередное «слили/не слили». Честно признаюсь, я даже не вчитывался ни в текст соглашения, ни в тексты всех прочих планов по перемирию. Потому что по моему робкому предположению все будет решаться не текущими бумагами или договоренностями. Иначе бы сейчас в Киеве сидел Янукович – ведь там же было соглашение за день до его перехода в режим дистанционного президентства? Даже если перемирие устоит, все равно ситуация будет развиваться вовсе не по тем текстам, которые пишутся сейчас.
Слово за теми, кто реально управляет событиями. Запад как бы льстит Путину, провозглашая, что он, как пионер, в ответе за всё. За Грузию, за Сирию, за Украину… Что бы где в мире ни происходило, ответ прост: введи санкции против Путина, и проблема решится. На самом же деле, конечно, вопрос в самом Западе, как в первоисточнике всех этих проблем.
Ведь «операция Украина» была затеяна не ради рынка сбыта. Эту фигню бы организовали еще при Ющенке, без шума и пыли. Но раз уж понадобились огонь и кровь, раз готовили не юристов для имплементации права ЕС, а боевиков для майдана, плавно переходящего в нацгвардию, значит, и цели простираются подальше. Конфликт – самоцель, как, кстати, возможно, и сами санкции. Когда там говорят, что очередной (какой там по счету?) круг санкций будет введен в зависимости от перемирия, это вызывает только улыбку: а то там нет каких-нибудь персонажей и частных армий, хозяину которых нельзя было бы позвонить и тихо сказать - «или вам слабо организовать маленький азохенвей в зоне перемирия…?». С учетом полной и окончательной победы свободы слова – в смысле, когда СМИ стали абсолютно свободными от досадной привязки к реальным событиям – уже совершенно не важно, кто на самом деле нарушил бумажное перемирие. На кого CNN покажет, тот и виноват, он и нарушил перемирие, сбил Боинг и убил Кеннеди. Но вопрос сейчас в цене санкций, в последствиях для самих санкционеров, и вообще – в их способности остановиться. Бывает ведь такой эксцесс у того, кто стегает провинившегося – вдруг он утрачивает контроль над собой, глаза наливаются кровью, хочется хлестать и хлестать, уже не за провинность, а просто потому, что сам озверел…
Штука в том, что там есть и озверевшие, которые требуют крови – и для них санкции к России и есть главная цель санкций. Как и сама затея с Украиной тоже была их разновидностью. Но есть и те, кому сейчас элементарно нельзя допустить ощущения, что не они главные на Украине, в Европе, в мире. Этим важнее просто показать, что санкции действуют, что в мире вообще нет ничего страшнее замораживания личного счета или непоставки «мистралей». И судьба перемирия на Украине зависит сугубо от того, какая из партий победит на самом Западе. Условно говоря – англосаксо-польская или германо-романская. На публику их саммит выдал – и нашим, и вашим: согласованные, но поставленные в зависимость от перемирия санкции. И что, столь серьезный шаг, ухудшающий и без того поганый климат в Европе, ставится в зависимость от неконтролируемых людей, от дорвавшихся до оружия нацистов и всяких частных армий? Как говорилось в старом, довоенном еще анекдоте: «и с этой хохмой он едет в Одессу?!».
В общем, предлагаю не ломать копья и не банить зазря друг друга, а внимательно следить за руками. Как говорил Наполеон: «война состоит из непредусмотренных событий», а уж он-то это знал точно. На личном опыте недолгого пребывания в «стране, которая сошла с ума». А потому, видимо, и победила Наполеона, несмотря на мнение тогдашних креаклов, что это полное безумие – нам, ватникам-лапотникам, сопротивляться «всему цивилизованному миру». «И хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе», говорил духовный предтеча современных российских либералов. Впрочем, какие они либералы – самые что ни на есть консерваторы. Страна уж сколько раз поменялась, а они – все там же. Двести лет на месте.