С июля 2021 года дорожные камеры и нейронные сети ГИБДД зафиксировали свыше 7 тысяч случаев езды днем с выключенными фарами. Водители получили за это автоматические штрафы, эксперимент пока проводится лишь в Нижнем Новгороде.
Как сообщает газета "Коммерсант", для этого применяется камера типа "Азимут-3", установленная на улице Коминтерна. Это уже не первая попытка автоматизировать штрафы за езду днем без ближнего света или ходовых огней, но в 2014 году ГИБДД пресекла аналогичный эксперимент в Тамбове — оказалось, что приборы не сертифицированы на распознавание именно этого типа нарушения.
Пытались работать в этом направлении и в Москве: в 2016 году технология была протестирована, но штрафов никто не получил. Наконец, в 2021 году стали появляться сообщения о том, что осенью езда без ДХО станет автоматически распознаваться по всей России, в МВД это отрицали.
"Мы всем заказчикам говорим, что такая функция в наших комплексах есть. Для определения нарушений используется нейросеть. Камеры наши сертифицированы, так что с правовой точки зрения все легально", — рассказал заместитель главы пермской компании "Технологии безопасности дорожного движения" Игорь Гончаров.
Такая же функция есть и у комплексов "Автоураган", "Стрелка", "Астра-трафик". Техническое тестирование было проведено на дорогах Подмосковья, но в "боевом" режиме штрафы выписываются лишь в Нижнем Новгороде. При этом областная ГИБДД уже отменила 48 таких постановлений по неизвестным причинам. Эксперты предполагают, что камеры недостаточно совершенны, чтобы четко фиксировать выключенные ДХО, особенно в условиях слепящего солнца или в случае применения светодиодных огней, частота мерцания которых может не соответствовать частоте съемки камеры.