Политика

Новый киевский режим и нарастание внутренних противоречий

Новый киевский режим и нарастание внутренних противоречий
Наряду с продолжающейся карательной операцией на Донбассе и переходом ополчения к новой тактике происходит целый ряд важных процессов, которые уже сейчас перекраивают существующее статус-кво во власти, а потенциально – создают для Киева очаги противостояния.

Ключевой линией этого противостояния является деятельность И.Коломойского в Днепропетровской области. Это, пожалуй, единственный олигарх на Украине, который успел поконфликтовать решительно со всеми крупными украинскими ФПГ за прошедшие годы. Сегодня центральная власть реально не способна даже снять его с должности – он сформировал вокруг себя такое поле, что подобный шаг вызовет лишь волну «народного» возмущения, отдающегося в самом Киеве. Показательно, что после предложенного Порошенко плана «мирного» урегулирования именно Коломойский отказался ему подчиняться. Наряду с этим он открыто выступил с предложением увеличить Днепропетровскую область за счет трех районов Донецкой области. То есть де-факто запускается процесс территориального передела Украины. Причем уже сейчас (не откладывая в долгий ящик) он решает интересы своего бизнеса за государственный счет. Не только за счет продажи Министерству обороны необходимых ресурсов. Известна история с технической нефтью, которую в интересах И.Коломойского должны были перегнать на его Кременчугский НПЗ с целью переработки и дальнейшей продажи. Причем закупочная цена этой нефти просто символическая, а продадут ее как полноценный бензин. Попытки одного из олигархов с западных областей Украины (И.Еремеева) остановить это решение ничем не увенчалось: подконтрольные Коломойскому люди в госструктурах начали этот процесс, даже не имея соответствующих распоряжений своих формальных начальников. Киев, увязший в карательной операции на Юго-Востоке, пока что не обращает на все эти поползновения внимания, надеясь, что ситуация либо решится сама собой, либо все это можно будет урегулировать позже – в спокойной обстановке. Пока же власть, по сути, потакает его бизнес-аппетитам. Это настоящий стратегический вызов для центральной власти. Он открыто бросает ей вызов, показывая, что его власть в регионе куда сильнее, чем власть Киева. Это явно не конфликт двух олигархов – Коломойского и Порошенко, как можно было бы предположить, исходя из их деловых интересов. Слишком уже разными являются структуры их бизнеса, чтобы где-то напрямую конкурировать. Коломойский против Порошенко - это выступление госчиновника, каковым является олигарх, против центральной власти с последующим захватом властных полномочий на местах.

* * *

Весьма показательно, что во время текущего кризиса практически затихли остальные ФПГ и отдельные крупные собственники. Все эти группы публично не заявляют о поддержке действий новой власти. Можно предположить, что они затаились и их отношение к действиям Киева далеко не столь однозначное, как могло бы показаться. Интересно, что будет, если и другие олигархи воспримут модель поведения Коломойского как основную и начнут аналогичные процессы в иных регионах. Но собственность этих олигархов и их основные фонды находятся на Юго-Востоке. И продолжающийся там конфликт бьет по их доходам непосредственным образом. Неспособность власти решить конфликт порождает у олигархов желание снова вмешаться в процесс. В воскресенье с очередным обращением (надо полагать, к власти) выступил через СМИ Ахметов: «Нельзя бомбить Донецк. Нельзя бомбить Донбасс». По мнению олигарха, разрешить ситуацию можно только путем переговоров. «Нельзя разрушать города, нельзя разрушать поселки, нельзя разрушать инфраструктуру. А самое главное - нельзя допустить того, чтобы гибли и страдали люди. Донецк - столица Донбасса, а Донбасс - это символ труда», – заявил олигарх. На первое место он поставил не свой бизнес, а «символ труда». В то же время он подчеркнул: «Я не хочу, чтобы гробы из Донбасса возвращались в Западную Украину, я не хочу, чтобы гробы возвращались в Центральную Украину, в другие регионы нашей страны. Я не хочу, чтобы люди гибли на Донбассе. Поэтому я всегда призывал, призываю и буду всех призывать к миру». Это уже не первое подобное заявление олигарха. Оно прозвучало в то время, когда Тарута, назначенный хунтой на губернаторство, сбежал из Донецка и находится в Мариуполе.

* * *

Второй фронт для киевского режима уже открывается по линии политической борьбы в парламенте. Заявленная Порошенко идея парламентских перевыборов не находит отклика у парламентариев. Причем уровень противодействия подобной инициативе может реактивно усилиться, если он будет настаивать на этом. На сегодняшний день в парламенте фактически нет сил, которые были бы заинтересованы в перевыборах. В них явно не нуждаются остатки Партии регионов. В условиях кардинально уменьшившейся для них электоральной базы и общего негативного настроя населения есть высокая вероятность того, что партия наберет критически мало голосов. А между тем для многих членов ПР депутатский мандат в нынешних условиях является важным атрибутом, гарантирующим им неприкосновенность со стороны киевского режима. Ничуть не лучше обстоят дела в новом провластном лагере. После сокрушительного поражения Ю.Тимошенко на выборах и бегства из её партии многих её партнеров и коллег, а также в случае такой же стремительной (как и президентская) избирательной кампании БЮТ может набрать в разы меньше, чем на прошлых выборах. Та же судьба ожидает и ВО «Свобода», чей лидер Тягнибок набрал голосов в пределах статистической социологической погрешности. Кто выиграет от перевыборов? Такими могут быть силы, задействованные в проектах С.Левочкина (вроде «Радикальной партии» Ляшко), либо силы, осуществляющие сугубо американские политические проекты (вроде «Демократического альянса»). Не исключено, что сама идея парламентских перевыборов исходит даже не от нынешнего президента, а является требованием американцев, которые хотят завести полностью подконтрольных им людей в парламент, чем дополнительно застраховать себя от возможных «кренов» того же Порошенко. Ведь последнему срочные парламентские перевыборы по большому счету не нужны – он уже продемонстрировал, что может нормально договариваться и с нынешними депутатами (собирая под нужные голосования даже конституционное большинство). В таких условиях дополнительно «дразнить» людей, которые имеют возможности использовать свои ресурсы против нынешней киевской власти, – недальновидно.

* * *

Еще один фронт, который уже начинает разворачиваться, – фронт борьбы за контроль над денежными потоками. Такой контроль обеспечивается наличием своих людей на нужных местах в правительстве и разнообразных регулирующих органах. Порошенко только начинает проводить кадровые изменения, а недовольные уже появляются. Например, отставка Кубива с должности главы Нацбанка прошла без расследования того, скольким банкам и в каком объеме НБУ выдал денег на рефинансирование и сколько на этом заработал. Как сам Кубив, так и люди, которые его делегировали на эту должность. С его отставкой многие лишаются доступа к государственным денежным потокам, что вряд ли обрадует тех, кто серьезно вложился в госпереворот. Не исключено, что продолжающаяся карательная операция на Донбассе, а также указанные политические процессы могут привести к новому госперевороту, который, скорее всего, завершится полным переходом власти к неонацистам, но не в Луганской и Донецкой народных республиках.