Деньги

БАМ-2. Зачем нужна новая стройка века

БАМ-2. Зачем нужна новая стройка века
Байкало-Амурская магистраль празднует 40-летие с начала строительства. В ходе видеомоста Москва – Тында президент РФВладимир Путин поздравил всех строителей, ветеранов и нынешних работников магистрали с круглой датой. Глава страны также стал свидетелем укладки «серебряного» звена железнодорожного пути на участке Таксимо – Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, которая ознаменовала собой начало нового масштабного проекта – БАМ-2.

Когда точно началось строительство БАМа, неизвестно. Но официально считается, что это случилось 8 июля 1974 года, когда было подписано постановление Совмина СССР о начале строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Через десять лет строительство было закончено. Но, по сути, стройка завершилась лишь в 2003 году с введением в строй Северомуйского тоннеля. По словам Владимира Путина, БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. «Он носил и высокое военно-стратегическое, и народнохозяйственное значение. Работа по строительству проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, требовала огромного напряжения сил всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали», – подчеркнул президент Российской Федерации. Владимир Путин заметил, что во время экономических трудностей 90-х годов вставал вопрос о том, «нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль», но сегодня таких вопросов уже не возникает. Очевидно, что «БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает», – подчеркнул президент. Он рассказал, что сегодня ведется работа по расширению возможностей БАМа, что должно закрепить за Россией статус мощной транспортной державы, через которую легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать не только России, но и нашим партнерам. «Намечены большие средства в расширение БАМа, и, на мой взгляд, это должно вдохновлять наших ветеранов, должно показать им всем, что они работали не зря, они осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который имеет свое развитие», – заявил В. Путин. Укладка «серебряного» звена железнодорожного пути на участке Таксимо – Лодья Восточно-Сибирской железной дороги стала символическим началом проекта БАМ-2. «Для нас это строительство имеет огромное значение, потому что мы понимаем, какую сложную и ответственную задачу Вы перед нами поставили», – заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, обращаясь к Владимиру Путину. Он отметил, что работы уже ведутся на сотнях объектов. Общая стоимость реализации проекта определена в размере 562 млрд рублей, из которых 302 млрд рублей будет финансироваться за счет средств РЖД, а оставшиеся 260 млрд рублей – из средств Фонда национального благосостояния бюджета Российской Федерации. Сегодня идет развитие Восточного полигона в соответствии с утвержденным правительством сетевым планом-графиком. Проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта, результаты которого рассмотрены на экспертных и общественных слушаниях и направлены в правительство. Подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в РЖД создан проектный офис – Дирекция развития железных дорог Восточного полигона, одной из основных функций которой является практическая координация реализации проекта. В соответствии с утвержденным в РЖД сводным перечнем первоочередных мероприятий, в 2014 году предполагается выполнение работ на сумму 61,4 млрд рублей. Уже организованы работы на 564 объектах инфраструктуры Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог. В текущем году запланировано обеспечить ввод в эксплуатацию двух перегонов на участке Лена – Хани и двух разъездов на участках Тында – Улак и Улак – Новый Ургал. Начальник иркутской группы дирекции по реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» Евгений Солнцев считает, что в XXI веке перед Байкало-Амурской магистралью стоят новые геополитические вызовы, а именно – «создать на транспортной основе БАМа принципиально новую интегральную инфраструктуру, которая должна объединить различные отраслевые коммуникации и полностью раскрыть социально-экономический потенциал этой магистрали. В ходе выполнения этой задачи будут внедряться инновационные технологии, инженерные решения, которые были успешно использованы при строительстве олимпийских объектов в городе Сочи. Е. Солнцев подчеркнул, что

объем предстоящих проектных и строительных работ огромен и сопоставим с объемом строительства БАМа в советское время, а сроки строительства гораздо меньше. Уже к 2017 году необходимо увеличить пропускную способность БАМа в два раза – с 16 до 32 пар поездов в сутки, для чего необходимо реконструировать более 500 километров вторых путей, 90 станций, 85 мостов и построить новый Байкальский туннель.

Развитие БАМа даст импульс освоению новых сырьевых источников и реализации крупных производственных проектов, говорит губернатор Амурской области Олег Кожемяко. По его словам, в регионе уже создается новая отрасль полного цикла — черная металлургия — на базе освоения пяти железорудных и титаномагнетитовых месторождений Амурской области и Еврейской автономной области, строительства трех ГОКов и металлургического комбината.

Модернизация и расширение БАМа существенно изменит облик Дальнего Востока и укрепит экономический каркас региона, позволит решить ряд социальных проблем, — считает О. Кожемяко.

Ранее было заявлено, что благодаря БАМу-2 на Дальнем Востоке появится около 500 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест. Также планируется, что БАМ-2 даст дополнительный импульс развитию экономических связей со странами АТР, поможет разгрузить и модернизировать Транссиб, а также даст толчок развитию портов Хабаровского края.