Общество

Эксперты обсудили роль подростков в креативной экономике

Эксперты обсудили роль подростков в креативной экономике
Фото: сайт уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ–2024) провела сессию "Подростки в креативной экономике: на пути к мечтам и новым возможностям". 

Участники обсуждения – представители образовательных организаций, работодатели, подростки.

Количество работающих подростков в креативном секторе экономики заметно увеличивается. Включение молодежи в стратегически важные отрасли экономики – значительный ресурс для обеспечения устойчивости и социально-экономического развития страны. Но качество вакансий, предлагаемых подросткам для трудоустройства, оставляет желать лучшего, отметила Мария Львова-Белова.

Аппарат уполномоченного выделяет три основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки и работодатели.

"Во-первых, подростки не знают о своих возможностях на рынке труда, не умеют составлять резюме, правильно вести себя на собеседованиях, общаться с работодателями. И сами работодатели опасаются нанимать подростков или в принципе не представляют, что этот сегмент для них доступен", – подчеркнула детский омбудсмен.

Кроме того, по словам уполномоченного, подростки нередко попадают в руки мошенников и задача государства и общественных организаций защитить ребят от недобросовестных работодателей.

Для поддержки работодателей в этом году аппарат уполномоченного при президенте России по правам ребенка на конкурсе "HR-бренд Форума труда" ввел номинацию для компаний, которые нанимают подростков и, по сути, обучают их квалифицированным профессиям. На Санкт-Петербургском Международном форуме труда состоялось награждение лучших проектов таких работодателей. По словам Львовой-Беловой, эта деятельность будет продолжена.

"Отдельно ведем работу с Генеральной прокуратурой. Часто работодатели не хотят брать подростков на работу, потому что через какое-то время приходит прокуратура, которая устраивает проверку. В настоящий момент в шести регионах запущен проект по сопровождаемому трудоустройству, где совместно с областной прокуратурой определяли ответственных работодателей", – сообщила детский омбудсмен.

Недавно совместно с платформой HeadHunter была создана база вакансий для подростков, которая представлена и на сайте Федерального подросткового центра.

"За май 10 тыс. посещений у нас было. Очень надеемся, что это пригодилось нашим ребятам. Также сейчас обсуждаем с HeadHunter введение специальной маркировки вакансий для подростков и проверку вакансий для ребят на безопасность", – отметила омбудсмен.

В рамках стратегической программы уполномоченного "Подростки России" открываются подростковые центры, где ребята проводят свое свободное время. Уже 80 подростковых пространств работают на территории Российской Федерации.

"Сейчас мы используем эти пространства для трудоустройства ребят. Туда выезжают специалисты из центров занятости. Мы проводим там обучение: написание резюме, устройство на работу. Мы уделяем развитию ребят так называемых универсальных компетенций – навыков общения, коммуникабельности. Конечно, отдельный блок касается юридического и экономического сопровождения, чтобы ребята могли оформляться как самозанятые. Также помощь в трудоустройстве учитывается в Карте действий наших региональных уполномоченных по правам ребенка", – подчеркнула детский омбудсмен.

В 2024 году социологи Санкт-Петербургского государственного университета провели исследование, посвященное подростковой занятости. По результатам исследования, 18 % ребят имеют работу – 6578 человек, из более чем 35 тысяч опрошенных. При этом в качестве видов своей занятости многие подростки указывали сферу дизайна, копирайтинга, предоставление услуг красоты, фотографию – те сферы, которые принято относить к креативной экономике, сообщила Львова-Белова.

Креативные индустрии занимают 3% доли ВВП в экономике, рассказал генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. На сегодня в 49 регионах России работают 67 школ креативных индустрий.

"К 2030 году их должно быть больше 230. Мы рассчитываем, что через шесть лет будет порядка 25 тысяч учащихся единовременно в этом поле, в сторону создания вкуса, желания действовать в креативных индустриях, как актор, в первую очередь. Сегодня подростку не хватает самоопределения. Чтобы понять, насколько ты в этом хорош, в тебе нужно попробовать сначала, почувствовать, как это работает. На сегодняшний момент школы уже переходят в разряд продюсерских центров, потому что действительно высокий спрос на авторство, на творческий продукт", – сказал он.

По данным исследования Санкт-Петербургского государственного университета, каждый десятый опрошенный подросток отметил, что у него есть свой блог, а 11 % из них монетизируют свое увлечение. Поддерживают стремление подростков проявить себя в креативных индустриях и крупные работодатели. Предпрофессиональная подготовка подростков с участием бизнеса является хорошим ориентиром для того, чтобы ребенок понял, что ему туда надо, считает директор по управлению персоналом АО "Газпром-Медиа Холдинг" Антонина Приезжева. 

"Очень здорово, когда подростки стремятся в креативную индустрию, но, как правило, следствием такого стремления является примеры блогеров, которые становятся очень быстро популярными, монетизируют. Создание какого-то контента и участие в креативной индустрии ради этой монетизации тоже не является самоцелью", – подметила она.

Также Антонина Приезжева обратила внимание на то, что для крупных работодателей процесс адаптации подростка на работе может быть достаточно сложным. Одновременно работодатели в креативных индустриях отмечают, что подростки прекрасно чувствуют новые тренды, понимают, как сделать и доставить контент.

Полученные в ходе дискуссии предложения планируется проанализировать и использовать дальнейшей деятельности детского омбудсмена в области подростковой занятости.