В рамках круглого стола "Приватность и персональные данные", который стал частью международного форума по цифровой безопасности Cyber Security Day 2022, ведущие эксперты отрасли обсудили проблему защиты персональных данных пользователей, а также правовые основания использования рекомендательных алгоритмов и необходимость их регулирования.
Защита персональных данных россиян является одной из первостепенных задач властей в условиях динамичной цифровизации и перехода многих жизненных процессов в онлайн-формат.
"Защита персональных данных — это не столько защита самой информации, уж точно не техническая защита, сколько защита прав субъектов персданных. Потому что все вот это законодательство, вся эта система правовой защиты – она придумана не для того, чтобы защищать интеллектуальную собственность или данные компании, а для того, чтобы защищать права человека на самом деле. И в ряде случаев сама по себе обработка персданных, хранение персданных, которая тоже представляет собой разновидность обработки, представляет собой нарушение прав субъекта персданных или создает угрозу для такого нарушения", – считает эюрист Федерального государственного унитарного предприятия Главного радиочастотного центра Роскомнадзора (ФГУП ГРЧЦ) Денис Садовников.
По мнению экспертов, немаловажный аспект манипуляций пользовательскими данными, помимо мошенничества и их недобросовестной обработки, что может привести к утечкам, – это их сбор и использование рекомендательными алгоритмами онлайн-платформ при отсутствии прозрачности обработки информации и принципов работы таких механизмов. Такая тактика не устраивает регуляторов, ведь рекомендательные алгоритмы могут использоваться не только во благо пользователя, но и в манипулятивных целях: намеренно выдавая ему определенные публикации или же деструктивный контент.
"Как работает алгоритм Facebook***? Как работает алгоритм Instagram**? А как работает алгоритм ТikTok? Мы неформально знаем, что чем больше досмотр, чем лучше посмотрят пять раз, тем выше будет ранжироваться именно это видео. А как следующий? Мы не знаем. Ни одна компания не раскрывает эти данные и не собирается этого делать. Но при этом мы понимаем, какая у алгоритмов цель. Цель очень простая: максимальное вовлечение, потому что на самом деле сегодня Facebook конкурирует с YouTube, Instagram конкурирует с ТikTok, все конкурируют друг с другом за самое главное - за пользовательское внимание", - подчеркивает директор по развитию медиа Rambler&Co Владимир Тодоров.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ
- ** экстремистские организации, запрещенные на территории России