Правительство России официально утвердило генеральную схему развития электроэнергетики до 2042 года, которую ранее подготовило АО "Системный оператор Единой энергетической системы". Авторы телеграм-канала "Высокое напряжение" полагают, что документ вскоре потребует пересмотра.
Как и в проекте системного оператора, схема предполагает ввод 88,4 ГВт мощности электростанций, из них на АЭС будет приходиться 28,8 ГВт, на теплоэлектростанции – 35,3 ГВт, на ГЭС и ГАЭС – 7,7 ГВт, а на долю всех прочих возобновляемых источников энергии – 16,6 ГВт.
Правительство сохранило прежние даты ввода двух крупных атомных электростанций на Дальнем Востоке – Приморской (2033-2035) и Хабаровской АЭС (2041-2042). Однако президент Владимир Путин в ноябре поручил Росатому рассмотреть возможность ввода этих АЭС уже до 2032 года, поэтому их строительство, скорее всего, перенесут на более ранний срок.
Как считает "Высокое напряжение", генсхема – это всего лишь план, реализация которого может быть сорвана или отложена. Среди влияющих факторов:
- Риск исчерпания ликвидной части Фонда национального благосостояния (ФНБ), в которой по итогам 2024 года могло остаться меньше 3 трлн рублей – сумма, сопоставимая с годовым дефицитом федерального бюджета. Проблемы с бюджетом могут вынудить регулятора пересмотреть планы по строительству АЭС, которые, как правило, требуют значимой господдержки.
- Строительство Восточной системы газоснабжения (ВСГ), которая должна будет занимать территорию от Ямала до Хабаровского края. Ввод магистрального газопровода мощностью 28,5 млрд м³ в год обеспечит сырьём проекты газовых ТЭС, которые к тому же отличаются меньшей капиталоёмкостью по сравнению с АЭС.
- Частичный выход России из международной изоляции, который может стать реальностью в период президентства Трампа. В таком случае российские экспортёры будут заинтересованы в строительстве ВИЭ, позволяющих снизить издержки экспорта в ЕС, где уже действует механизм CBAM (корректировка цен на границах с учётом выбросов углекислого газа).