Статьи

Ничья победа: что значат итоги выборов в США для Трампа, его оппозиции и России

Ничья победа: что значат итоги выборов в США для Трампа, его оппозиции и России

В США прошли промежуточные выборы. По итогам республиканцы укрепились в Сенате, а демократы получили большинство в Палате представителей, благодаря чему у них будет возможность блокировать законодательные инициативы Трампа и инициировать всевозможные расследования. За два года до президентских выборов оппоненты нынешнего главы государства постараются максимально усложнить его жизнь и выставить в неприглядном свете. Малек Дудаков объясняет значение прошедших выборов и то, как их исход повлияет на политику и отношения с Россией. 

Две тенденции выборов

Оппозиция Дональду Трампу в лице демократов надеялась на очень благоприятный для себя результат. В конечном счете у республиканцев и демократов от выборов осталось одно лишь неприятное послевкусие: вроде есть и успехи, но неудач при этом еще больше.

По традиции промежуточные выборы в США – это всегда большое испытание для правящей партии. Причем под правящей партией обычно подразумевается именно та, которая контролирует Белый дом. Но если она же имеет большинство в Конгрессе, то электоральное испытание для нее усложняется многократно.

Такая тенденция очень просто объясняется. Ведь избиратели у партии, которая находится в оппозиции, как правило недовольны политикой в стране и в большей степени мотивированы приходить на участки. В то время как электорат правящей партии либо слишком доволен положением дел, чтобы голосовать, либо он тоже разочарован действиями своей партии, находящийся у власти, и не особенно мотивирован ее поддерживать на выборах.

Но есть и другая тенденция, которая особенно активно проявляется в последние 25-30 лет. Одной конкретной партии, а именно республиканцам, в целом удается лучше мобилизовать свой электорат на промежуточных выборах. Это связано с тем, что избиратели республиканцев – более зажиточные возрастные белые люди - в целом активнее голосуют, чем все остальные. Ведь электорат демократов - чаще всего молодые люди и представители меньшинств - мало интересуются политикой. Они могут знать про президентские выборы и поэтому на них голосуют. Но что касается выборов сенаторов, конгрессменов или губернаторов – им это не так интересно.

Явка на промежуточных выборах - самая высокая с 1970-х

Красная и голубая волны

Когда обе эти тенденции работают вместе, исход промежуточных выборов становится довольно просто предсказать. В 2010 и в 2014 гг. республиканцы находились в оппозиции, и оба раза они смогли оседлать т.н. "красную волну" (или "red wave"). Так обычно характеризуются крайне успешные выборы для "партии слонов", на которых они смогли выиграть много мест в законодательных органах власти различного уровня. 

Например, в 2010 г. республиканцам удалось получить аж 63 места в Палате представителей и еще 6 мест в Сенате, а также поставить под свой контроль большинство местных конгрессов. Тогда они выдвигались на платформе оппозиции политике Обамы в сфере медстрахования и расширения государственных расходов. А в 2014 г. произошла еще одна "красная волна" - республиканцы взяли еще 16 мест в Конгрессе и 9 мест в Сенате.

Антоним "красной волны" – это "голубая волна" или "blue wave". Последняя такая волна была в 2006 г. и затем в 2008 г. На фоне непопулярности президента Буша-младшего (из-за войны в Ираке, урагана Катрин и ипотечного кризиса) демократы смогли предложить альтернативу и заполучить большинство в обеих палатах Конгресса.

Однако далеко не все промежуточные выборы заканчиваются масштабными "волнами". Например, в 2002 г. республиканцы, имея большинство в Конгрессе, смогли даже несколько упрочить свои позиции. А в 1998 г. похожий результат показали уже демократы, которым удалось избежать разгрома за счет хорошего состояния американской экономики.

Как проходили выборы в Палату представителей

Аномальная явка

Сейчас во многом ситуация как раз напоминала середину-конец 90-х гг. Президентом США является политик, завязанный во множестве скандалов (как Клинтон в те годы). Экономика растет быстрыми темпами, а безработица сократилась до минимального уровня с 1969 г. К тому же республиканцы ведут очень продуманную электоральную кампанию с целью максимально мобилизовать свой электорат.

На выборах столкнулись два основополагающих тренда. Первый – это общий уровень недовольства и гнева либеральной общественности политикой Трампа. По самым разным основаниям: из-за скандалов с порнозвездами, депортации нелегальных мигрантов, использовании националистической риторики, утверждения консервативных судей в суды различного уровня и т.д.

Другой тренд уже более сложный. Есть разношерстная группа сторонников Трампа и традиционных республиканцев, готовых поддержать его позиции в Конгрессе, и немало умеренных избирателей, уставших от либеральной истерики. Многие из них одобряют текущее состояние экономики и рост доходов населения, что стало возможным во многом за счет налоговой реформы Трампа.

Экзит-поллы показали, что явка в обеих группах электората была аномально высокой. Вообще явка на промежуточных выборах в США исторически низкая – в среднем 35-40%. На последних промежуточных выборах в 2014 г. она и вовсе составила лишь 32%. Однако в этот раз явка почти достигла 50% и сравнялась с той, что была на президентских выборах в 2012 или 2016 гг.

Разочарование демократов

В преддверии выборов все опросы давали демократам шансы надеяться на первую за 10 лет "голубую волну". Мобилизация электората должна была позволить им получить существенное большинство в Палате представителей, 50-60 мест, и несколько улучшить позиции в Сенате. Для демократов эти выборы обязаны были стать своеобразным катарсисом после той трагедии с поражением Клинтон, которую они испытали в 2016 г.

"Голубая волна" - неголосующие молодые люди, поддерживающие демократов

После закрытия участков начали публиковаться первые экзит-поллы, которые сразу показали, что дела у демократов идут не очень радужно. Они начали проигрывать сенатскую гонку в Индиане, где надеялись на уверенную победу. Многие округа в Кентукки, Пенсильвании и Флориде, где демократы рассчитывали отобрать места у республиканцев в Конгрессе, остались у "партии слонов".

По ходу подсчета голосов в ночь выборов стала примерно понятной логика исхода голосования. Демократы смогли заполучить немало округов на выборах в Палату представителей. Более того, они получили большинство в нижней палате, выиграв 32 или 34 округа. Но это большинство оказалось незначительным – лишь в 10-12 мест. Для сравнения: до выборов у республиканцев имелось большинство в 23 места.

В свою очередь на выборах других уровней положение демократов оказалось еще более сложным. Например, в Сенате республиканцы смогли разгромить своих оппонентов почти во всех колеблющихся штатах – Аризоне, Флориде, Теннесси, Северной Дакоте, Миссури, Монтане. Лишь один штат перешел от республиканцев к демократам – им оказалась Невада, стремительно "левеющая" из-за притока мигрантов из Латинской Америки. Демократам также удалось удержать места в Мичигане и Нью-Джерси, где они опасались неожиданного поражения.

Кроме того, республиканцы одержали важные победы на многочисленных губернаторских выборах – скажем, во Флориде и Джорджии. Здесь избирались два перспективных кандидата от демократов (Эндрю Гиллум и Стэйси Абрамс), которых называли возможными конкурентами Трампа на президентских выборах в 2020 г. Они оба проиграли, и компанию им также составил Бето О’Рурке в Техасе – еще один возможный кандидат на президентский пост.

Бето О’Рурке, которого называют новым Обамой

Конечно, и на выборах губернаторов не обошлось без сюрпризов. Демократы победили Скотта Уокера в Висконсине, который планировал избраться на третий срок. В этом случае им помогла высокая явка среди ядерного электората своей партии. В целом, на этих выборах демократы смогли мобилизовать на 7 абсолютных процентов больше избирателей, чем республиканцы. Это дало им возможность выиграть колеблющиеся округа и несколько штатов. Однако ожидаемой "голубой волны" так и не приключилось.

Два неприятных года для Трампа и России

В новой сессии Конгресса в январе у республиканцев будет значительное большинство в Сенате (55 мест против 45), а у демократов – незначительное большинство в Палате представителей. Для администрации Трампа ключевым моментом было сохранение большинства именно в Сенате. Ведь как раз Сенат утверждает кабинетные назначения в Белом доме, назначает новых судей и формулирует позицию Конгресса по вопросам внешней политики. Все это - приоритетные функции для команды Трампа в следующие два года. Поэтому Трамп перед самыми выборами пошел на своеобразный гамбит: он сделал ключевым пунктом обсуждения вопросы миграции. Уже очевидно, что это помогло многим кандидатам в Сенат от республиканцев, избирающимся от консервативных штатов. Однако в той же степени миграционная тематика "ударила" по шансам умеренных республиканцев в нижней палате, выдвигающихся от либеральных округов.

Что же касается Палаты представителей, то она выполняет две другие функции – бюджетную и надзорную. Конгрессмены занимаются составлением бюджетов, а также могут проводить различные расследования. Демократы уже намерены заново открыть расследование о "сговоре" Трампа с Россией, полагая, что республиканцы преждевременно его завершили. Кроме того, они также готовы расследовать и другие скандалы вокруг Трампа – вроде обвинений в излишних тратах его чиновников и т.д.

Для Белого дома это будет значить не очень приятные два года, когда половина, если не больше, сотрудников президентской администрации начнут получать повестки явиться давать показания в Конгресс. Конечно, опыт администрации Обамы показал, что от этих повесток можно легко уклоняться. Некоторые его сотрудники годами избегали появления в Конгрессе без каких-либо судебных последствий. Однако в любом случае администрации Трампа придется нанимать целую команду юристов, готовых отвечать за все взаимоотношения с Палатой представителей.

Сотрудники администрации Белого Дома при Обаме

Чтобы угодить своему электорату, демократы начнут принимать немало законодательных актов, продвигающих разные либеральные идеи вроде амнистии нелегальным мигрантам или повышения налогов для богатых. Впрочем, все такие инициативы будут просто блокироваться в Сенате и ветироваться Белым домом. Единственное исключение – это вопросы бюджета.

Как республиканцы, так и демократы не горят желанием оказаться в тупике в вопросе принятия бюджета и добиться закрытия правительства. Поэтому им придется договариваться и включать в бюджет как некоторые либеральные начинания, так и консервативные. Подобные компромиссы наверняка будут восприняты в штыки либеральным крылом Демпартии, которое уже сейчас требует импичмента Трампа.

Учитывая незначительное большинство демократов, вряд ли их будущий спикер (которым скорее всего станет Нэнси Пелоси) начнет такой рискованный процесс. Да, либеральные активисты будут в восторге от возможности объявить импичмент Трампу. Но умеренные конгрессмены, которые как раз и были избраны 6 ноября, побоятся поддержать импичмент. Да и в любом случае он будет носить лишь формальный характер без одобрения 2/3 голосов в Сенате. Похожий импичмент был объявлен Биллу Клинтону в 1998 г. Он несколько ударит по легитимности Трампа, но не более.

Но в чем можно быть уверенным, так это в том, что внешнеполитическая стратегия Трампа вряд ли как-то поменяется после состоявшихся выборов. Ведь в любом случае именно Сенат занимается отношениями с другими странами, а он и так остается в руках республиканцев. Любые будущие международные договоры, которые Трамп может подписать, скажем, с Китаем или Северной Кореей, должны быть ратифицированы именно Сенатом, а не Палатой представителей. То же самое касается отправки регулярных войсковых частей в другие точки мира, если Трамп когда-либо решится на подобный поступок.

Результаты голосования в Сенат

Демократы в Палате представителей впоследствии наверняка в большей степени озаботятся тематикой "вмешательства России" в предстоящие президентские выборы в 2020 г. Как раз сейчас этот вопрос несколько ушел из повестки дня в Америке – в связи с другими важными инфоповодами вроде баталий вокруг назначения нового судьи Верховного суда Бретта Кавано. Да и победа демократов в нижней палате Конгресса должна несколько смягчить их отношение к вопросу "вмешательства в выборы" в ближайшие время. Если бы они полностью проиграли, то уже бы во всеуслышание обвиняли "русских хакеров", которые якобы помогли Республиканской партии.

Вполне вероятно, что ближе к следующим выборам комитеты Палаты представителей, занятые изучением "российского следа" на выборах, попробуют создать свой отдельный подкомитет с целью оказывать давление на Россию. Например, чтобы вводить какие-то дополнительные санкции без оглядки на Сенат и Белый дом. Также он может постоянно генерировать инфоповоды о "связях" Трампа с Кремлем и всячески портить ему репутацию. Однако это будет зависеть еще и от того, насколько вообще актуальным останется "русский вопрос" ближе к ноябрю 2020 г.