Управляющий группы компаний "Доброфлот" Александр Ефремов обратился к правительству с просьбой распространить субсидии на регулярные рейсы рефрижераторных судов с Дальнего Востока в порты Северо-Запада по Северному морскому пути (СМП) – об этом сообщил телеграм-канал "Рыбхоз".
В 2022 году единственным получателем субсидий по результатам конкурса стал "Атомфлот" (входит в "Росатом"). Предприятию сроком на три года было выделено 1,3 млрд рублей. При этом, по словам Ефремова, условия конкурса были прописаны конкретно под атомфлотовский лихтеровоз "Севморпуть". В частности, маршрут субсидируемой перевозки, согласно правилам, должен начинаться и заканчиваться в Мурманске или Санкт-Петербурге, что подходит для "Севморпути" (приписан к порту Мурманск), но не для компаний, суда которых приписаны к дальневосточным портам. Условная "Симфония" "Доброфлота" приписана к порту Владивостока.
Ко всему прочему "Севморпуть" в прошлом году совершил два круговых рейса и перевез 8500 тонн груза, из которых рыбы только 1500 тонн. При этом его реальная загрузка составила всего 8% от максимальной. Затраты государства на перевозку каждой тонны груза при размере субсидии за прошлый год в 275 млн рублей оцениваются в 32 тысячи рублей. В 2022 году из федбюджета "Атомфлоту" было выделено 560 млн рублей в рамках указанной субсидии, из которых не освоено 285 млн рублей, поэтому они были перенесены на этот год. Общий объем субсидии на 2023-й составит 789 млн рублей.
Ефремов в письме подчёркивает: "Доброфлот", который в течение восьми лет возил дальневосточную рыбу в Мурманск и Архангельск по СМП, в прошлом году не смог осуществить перевозку по этому маршруту, так как субсидии "Атомфлоту" позволили снизить цены "до уровня отсутствия рентабельности". Cебестоимость перевозки 1 кг рыбы в западном направлении по СМП на рефрижераторных судах "Доброфлота" составляет 42–46 рублей в зависимости от загрузки судна. "Атомфлот" же предлагает грузоотправителям возить рыбу по цене 24–32 рублей/кг.
Но "Доброфлот", несмотря на отсутствие субсидий, в этом году все равно выполнил один рейс в Архангельск с 3000 тонн нерки, горбуши, минтая и кеты на борту. Это единственная частная компания в России, которая сейчас возит рыбу с Дальнего Востока по СМП.
"Если бы были субсидии, то, глядишь, таких компаний стало бы больше. А пока основная часть рыбы перевозится по железным дорогам, которые и без того перегружены", – подводит итоги "Рыбхоз".