Розничные продажи водки в России в первой половине 2021 года снизились на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и составили 344 млн литров. Такие данные приводятся в обзоре "Российская водка: надежда на заграницу" рейтингового агентства НРА, пишет РБК.
Продажи сократились и по сравнению с первым полугодием 2019-го — на 3%. По подсчетам исследовательской компании GfK, которая отслеживает покупки около 20 тыс. российских домохозяйств, падение оказалось еще больше — на 8%. Тенденцию подтверждают и собственные замеры торговой сети "Азбука вкуса" — по данным компании, продажи водки в натуральном выражении снизились на 11% по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 1,6% — 2019-го.
В GfK указывают, что спрос на водку неизменно падает с 2016 года. Постоянно снижается доля домохозяйств, покупающих этот алкогольный напиток: в этом году хотя бы раз купили водку 32% семей, до пандемии их было 35%. В то же время сохраняется среднее потребление на семью — около 6,5 л в год.
При этом НРА отмечает, что пандемия в 2020 году помогла продажам водки в связи с большим числом нерабочих дней и ростом спроса на дезинфицирующие товары. В первом полугодии 2020 года было продано 360 млн л против 357 млн л за январь — июнь 2019 года, то есть падение спроса было почти незаметно. В то же время в 2021-м тенденция ускорилась — продажи начали падать новыми темпами. Вместе с ними снижается и производство водки — на 2% в первой половине этого года (335 млн л) по сравнению с тем же периодом 2020-го.