Белоруссия в нынешнем сентябре может существенно снизить или же вовсе прекратить продажу топлива в Россию. Это связано с сокращением бюджетных выплат по демпферу, сообщает "Коммерсантъ", ссылаясь на свои источники. Белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перенаправят поставляемые в Россию объемы на продажу в дальнее зарубежье через российские порты на северо-западе страны.
С конца прошлого года НПЗ Белоруссии поставляют топливо на
Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ) через
российского гострейдера "Промсырьеимпорт". Компания приобретает у
Минска бензин и топливо, а потом продает через биржу по внутрироссийским
ценам. Чтобы компенсировать разрыв между закупочной и внутрироссийской
стоимостью, "Промсырьеимпорт" получает демпферные выплаты из бюджета РФ.
За 2022 год компания получила свыше 1 млрд рублей в виде выплат по
демпферу, но поставки по этой схеме начались только в октябре.
В
сентябре вступят в силу изменения Налогового кодекса, которые снизят
выплаты по демпферу вдвое. Если ранее они были на уровне 60 млрд, то
теперь показатель упадет до примерно 30 млрд рублей в месяц. Белорусским
производителям будет невыгодно поставлять топливо в РФ при нынешнем
уровне цен в стране, поскольку закупочная цена снизится.
В
течение года объемы поставок белорусского топлива на российский рынок не
имели большой доли в рамках всего рынка, однако занимали важное место в
биржевых продажах - они влияли на оптовые цены. За последние
недели производители из Белоруссии каждый день реализовывали 1,2–4,9
тысячи тонн дизтоплива и 0,6–1,14 тысячи тонн бензина. На них
приходилось до 4 и 14% от продаж этих видов топлива на бирже.
Остановка поставок белорусского топлива, вероятно, приведет к дополнительной напряженности на рынке, особенно в дизтопливном сегменте. Стоимость дизеля 4 и 7 августа обновила абсолютные рекорды, подорожав 7 августа до 60,4 тысячи рублей за тонну. Эксперты связывают динамику с ожиданием ухода белорусского топлива и ростом спроса.
Тем временем средняя стоимость российской нефти для покупателей из Индии упала до минимальных значений с начала украинского конфликта, когда российские компании начали искать новые рынки для реализации топлива.