Статьи

"Бережливая поликлиника": как изменятся отношения врача и пациента

"Бережливая поликлиника": как изменятся отношения врача и пациента

В России хотят изменить отношения врачей и пациентов. Для этого по всей стране запускают проект "Бережливая поликлиника", сообщили "Ведомости". В скором времени проще будет попасть к врачу, а время пребывания у него сократится в разы. Наконец-то появятся электронные карты, сократятся очереди, поликлиники оснастят современной техникой. Проект был опробован в трех регионах, сейчас же в нем участвуют уже 37. Дмитрий Лекух объясняет, в чем суть задумки и какие результаты она может принести.

Едва ли не самая обсуждаемая и самая острая сегодня в отечественных масс-медиа тема – это состояние непрерывно "реформируемых" в последние даже не годы, а уже, пожалуй, десятилетия, медицины и образования. И ничего удивительного в этом нет: обе эти темы необычайно болезненны для общества, как и безопасность. Просто потому, что они предельно конкретны и касаются большинства жителей нашей с вами страны. За исключением той сравнительно небольшой прослойки, которая предпочитает (и может себе это позволить) лечиться и учить своих детей за рубежом.

И если к проблеме безопасности, несмотря на недостатки, по крайней мере, на бытовом уровне вопросов становится поменьше, то по отношению к отечественному образованию и здравоохранению их количество только продолжает нарастать.

И для того чтобы это понять, не нужно даже знакомиться с цифрами соцопросов: достаточно просто посмотреть, допустим, очередную "Прямую линию" с Владимиром Путиным. Основное количество вопросов так или иначе касаются именно здравоохранения и образования, состояния дорожного фонда и ЖКХ.

Что тут в первую очередь важно понимать.

В этих двух отраслях нужно различать два уровня проблематики. Первый - глобальный, системный. Связанный с оценкой начатых еще в 90-е годы прошлого столетия системных рыночных реформ в изначально не рыночных, а социальных отраслях. Делающих предприятия, занятые в системе образования и здравоохранения, именно субъектами рыночной экономики. А у субъектов рыночной экономики критерии эффективности слишком хорошо известны и принципиально измеряются исключительно в деньгах. И тут можно до бесконечности спорить, имеет ли право на существование сам подобного рода подход в условиях прописанного в российской конституции "социального государства" или нет – мы уже, по факту, живем в этих условиях. Увы.

И системные изменения "реформаторского курса" тут возможны даже не на уровне нынешней власти, как законодательной, так и исполнительной, а исключительно на уровне глобальных системных изменений самой жизни страны. В том, что этот вопрос со временем будет поднят, сомнений никаких нет. Но государственная машина – штука плановая. И сначала тут надо будет оценить уже состоявшиеся реформы и посмотреть на адекватность их результатов общественным ожиданиям, а это, как ни крути, может произойти только после того, как завершится нынешний избирательный цикл.

В текущих же условиях говорить об этом несколько, простите, наивно: ибо какие решения на системном уровне ни были бы приняты, они потребуют как отвлечения гигантских ресурсов, так и консенсуса в обществе.

А ни того, ни другого именно сейчас у нас с вами нет.

Но это, в свою очередь, вовсе не означает, что в этих областях ничего не нужно делать прямо сейчас. Более того, это необходимо. Иначе мы просто рискуем потерять даже то положительное, что у нас сейчас есть.

Другое дело, что эти решения должны лежать на внутрисистемном, на субъектном уровне, который будет работать в любом случае: какие бы глобальные изменения впоследствии государство и общество согласились либо произвести, либо не произвести.

Вот одним из таких – по-своему блестящих – управленческих решений в здравоохранении, пожалуй, стоит признать обкатанный в свое время Сергеем Кириенко внутри возглавляемого им тогда "Росатома", а теперь выходящий на федеральный уровень эксперимент с проектом "Бережливая поликлиника".

О чем, собственно, речь.

Этот эксперимент был запущен министерством здравоохранения при участии государственной корпорации "Росатом" в 2016 году в трех российских регионах: Ярославской и Калининградской областях и в Севастополе. И он был призван просто ликвидировать ненужное как для пациентов, так и для персонала поликлиник хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории.

По-русски говоря, это была элементарная, в том числе и цифровая логистика, призванная убрать очереди. И, в общем и в целом, в ходе эксперимента это действительно удалось сделать.

"Для всей страны это важнейший пилотный проект, который позволит чуть более чем за четыре месяца полностью переформатировать логистику технологических процессов в двух поликлиниках - во взрослой и в детской. Изменилось все", - заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

На самом деле ничего сложного, просто все посчитали и оптимизировали элементарную логистику, где-то уж совсем смешным, с точки зрения здравого смысла, образом. Удалось, к примеру, просто развести потоки здоровых детей, которым нужны справки и профилактические осмотры, и больных детей, которые обращаются к врачу в том числе с признаками инфекционных болезней. Навели банальный порядок с вакцинациями. И время ожидания пациентов у двери врача в некоторых случаях, как в ярославском эксперименте, сократилось до 12 (!) раз.

Сейчас в проекте участвуют уже 99 поликлиник в 37 регионах. В общем, вполне естественно, что принято решение продолжать. Работает же.

И, кстати, понятно, почему это пришло из "настоящего бизнеса", представленного вполне государственным "Росатомом": там просто совершенно другая корпоративная культура, умеющая прежде всего учиться. Ведь и саму концепцию бережливого производства "Росатом" придумал не сам, а подсмотрел у понимающих толк в корпоративных правилах японцев. Саму-то по себе философию "бережливой корпорации" сформулировал еще в двадцатом столетии один из учредителей "Тойоты" Тайики Оно. И очень хорошо, что она дошла до нашей социалки хотя бы и таким, довольно кружным путем.

Другое дело, что системных проблем в здравоохранении это, в общем, очень неплохое нововведение пока что отнюдь не снимает, я об этом писал в начале материала. Но лиха беда начало. Наши нынешние китайские товарищи неслучайно имеют поговорку про "один шаг" и "дорогу в тысячи ли".