Политика

The Guardian о саммите G7: "безнадежность, разобщенность и моральный износ"

The Guardian о саммите G7: "безнадежность, разобщенность и моральный износ"

В G7 уже давно не хватает единодушия и лидерства для того, чтобы решать важнейшие проблемы человечества, полагает автор британской газеты Guardian, и склоняется к мысли, что организация уже изжила себя. Ruposters публикует полную версию статьи.

Ангела Меркель и ее гости будут позировать для групповых фото и говорить правильные вещи на пресс-конференциях. Богатейшие нации мира, скажут они, никогда не были столь едины в своей приверженности решению насущных проблем в мире. Да, снова всё то же самое: ежегодный саммит «Большой семёрки».

Встречи в таком формате начались после первого нефтяного кризиса в 1970-х и регулярно происходят по сей день, однако последнее десятилетие влияние G7 угасает. Как средство достижения интернационализма, какой она и задумывалась, организация безнадежна: она должна быть сломлена.

Нужно несколько ингредиентов, чтобы заставить международную организацию работать. Нужны глобальные проблемы, требующие решения, определенный уровень единодушия среди членов по поводу того, как должны разрешаться эти проблемы, а также лидер, который сможет добиться единодушия, если оно с трудом достижимо.

Только первое из перечисленных выше условий выполняется на данный момент. У G7 обширная повестка дня: Греция, Украина, цели глобального развития и их финансирование, климат, торговля, отход от нулевой процентной ставки последних 6 лет, уклонения от налогов и неравенство.
Чего у организации нет, так это общего видения относительно решения данных вопросов. В разгар глобального экономического кризиса идеологические различия нивелировались. Страны «Семёрки» урезали процентные ставки и пошли на бюджетные дефициты, чтобы стимулировать рост. Однако консенсуса хватило ненадолго. Американцы заявили, что рост важнее сокращения бюджетного дефицита, а немцы, которых поддержали британцы, ответили, что без изменений в бюджете стабильный рост невозможен.

Так и не появилось лидера, который мог бы взять ответственность на себя и  склонить организацию к решению тех вопросов, где уже есть определенная степень согласия. Например, постоянно повторяемые обещания поддержать развитие в наименее благополучных странах.

Таким лидером мог бы стать Барак Обама, однако он продемонстрировал то ли нежелание, то ли неспособность повести организацию за собой: при нём члены «Семёрки» собираются ненадолго, выпускают краткое коммюнике и быстрее спешат в аэропорт.

В течение последних 14 лет G7 заявляла, что приложит все усилия, чтобы добиться завершения либерализации торговли после Дохийского раунда. Тем не менее, она еще не закончена. От членов группы ожидается, что они положат конец политике «обери своего соседа», однако сами страны-члены откровенно понижают обменные курсы, чтобы сохранить конкурентное преимущество.

Есть несколько примеров сфер, где «Семёрка» может помочь уже сейчас, но почему-то не делает этого. Саммит в Баварии станет первым в серии важнейших глобальных встреч: в Аддис-Абебе состоится встреча, посвященная финансированию глобального развития; в Нью-Йорке состоится заседание ООН, где примут план развития на ближайшие 15 лет; собрание в Париже, которое состоится в декабре, поднимет вопрос изменения климата.

Сильная и уверенная G8 сейчас выделила бы средства, как это было на встрече в Глениглс 10 лет назад. Это позволило бы профинансировать глобальное развитие и достичь какого-то положительного решения на встрече в Париже. Но не стоит надеяться на чудо.

Еще одна возможность для G7 проявить себя — Греция, которая находится под угрозой дефолта и выхода из еврозоны. Отношения между греческой стороной и ее кредиторами натянулись. В Греции полагают, что требования «Тройки» несправедливы и неосуществимы, с политической точки зрения, а европейское руководство, в свою очередь, сомневается в серьезности намерений страны по реформированию экономики, а значит, помощь ей будет пустой тратой денег.

Греции необходимо крупная реструктуризация долга, который не подлежит оплате. Обама, Олланд и Кэмерон вместе могли бы надавить на Меркель, чтобы склонить ее к компромиссу в греческом вопросе. Но этого не случится. Обама недостаточно вовлечен в европейские проблемы, Олланд слишком слаб, а Кэмерон стремится заручиться поддержкой Меркель в его отношениях с ЕС. G7 разминает руки, но ничего не делает. «Семёрка» окончательно изжила себя.