После катастрофы в Шереметьево возникло множество версий, вопросов, вбросов и критики. Инженер Сергей Иванов разобрал самые распространенные ошибки, из-за которых обыватели сделали неверные выводы о произошедшем.
Любая трагедия в авиации — это всегда сочетание множества обстоятельств, каждое из которых не является по отдельности фатальным, но в сумме они приводят к гибели людей. Более того, в случае любой нештатной ситуации многократно усиливается стресс — и даже закаленные и опытные люди могут начать совершать ошибки, которые в итоге превращают авиационное происшествие в катастрофу. Возникло множество вопросов, на которые обыватели поспешили дать ответы. Очень легко на диване судить о действиях пилотов, бортпроводников и наземного персонала, особенно когда все уже случилось и расследовано. Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Но следует понимать, что любые поверхностные знания или бытовой опыт к высокотехнологичным областям неприменим. Существует слишком много обстоятельств и сложностей, которые многочисленные комментаторы трагедий упускают из виду или даже не догадываются об их существовании. А некоторые из "рекомендаций", высказываемых диванными экспертами (например, разместить пожарные машины на взлетно-посадочной полосе, ожидающей аварийный борт), сами по себе привели бы к росту числа жертв.
1. Попадание молнии не должно вызывать проблем у самолета. Что не так с "Суперджетом"?
В абсолютном большинстве случаев так и есть — корпус самолета состоит из алюминия, который очень хорошо проводит ток, поэтому внутрь самолета разряд не проходит, оставляя небольшое оплавление в точке входа. Тем не менее после такого попадания самолет, даже если полет проходил штатно, должны осмотреть и изучить на предмет неисправностей. За время эксплуатации "Суперджетов" молнии попадали в них десятки раз — без каких-либо последствий. Но так происходит не всегда. В очень редких случаях удары молний наносят серьезные повреждения.
Так, например, 3 января 2019 года Airbus A321-200 со 153 пассажирами и шестью членами экипажа, летевший из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, вернулся в аэропорт спустя 25 минут после взлета из-за удара молнии. В сентябре 2016 самолет Airbus A320 JetBlue по пути на Бермудские острова совершил аварийную посадку в Бостоне, чтобы решить "некритическую проблему с оборудованием" после удара молнии.
2. Удар о полосу не должен вызывать разрушения
Все зависит от вертикальной скорости самолета и его массы. "Суперджет" садился перетяжеленным (с полными баками топлива), с превышением допустимой вертикальной и горизонтальной посадочной скорости. Ударов о полосу было несколько — первые не стали фатальными для конструкции, но ослабили ее. Следующие привели к разрушению стоек шасси и топливных баков, которые находятся в крыле. В случае аварийных посадок с превышением вертикальной посадочной скорости самолет списывается и идет на слом — даже если внешне с ним все в порядке, конструкция его уже ослаблена этими столкновениями, больше летать на нем нельзя. Перед разрушением "Суперджет" получил несколько таких ударов.
3. Самолет не должен был так быстро сгореть
Самолет садился с полными баками топлива, садился на высокой скорости, когда произошло возгорание. То есть пламя постоянно относило назад, а в зону горения шли очень интенсивные потоки воздуха. Температура открытого пламени для керосина примерно 800 градусов, а температура плавления авиационного дюраля (из которого сделана обшивка всех самолетов) — около 650 градусов. Поэтому при пожарах на самолетах и вертолетах от них практически ничего не остается — конструкция плавится и сгорает, так как алюминий сам по себе может гореть.
4. Большая масса топлива стала одной из причин трагедии. Почему топливо нельзя было слить?
Системы аварийного сброса топлива на современных средне- и ближнемагистральных самолетах не устанавливаются. Вместо этого эти самолеты нарезают круги вокруг аэродрома на неэкономичном режиме работы двигателей, вырабатывая это топливо. По каким-то причинам этого не было сделано. Даже если бы система аварийного сброса топлива на "Суперджете" была, сбросить несколько тонн топлива самолет перед посадкой просто не успел бы.
5. Пожарные приехали слишком поздно, почему машины были далеко
Первая пожарная машина подъехала к горящему самолету через минуту после остановки. Это очень быстро, вряд ли можно было бы сделать быстрее. Неизвестно, где именно остановится неисправный самолет (это зависит от огромного числа факторов), а длина полосы составляет 3,5 километра. Вдобавок самолет в случае аварийной посадки может выкатиться за пределы полосы. Ждать на самой полосе тоже нельзя — высока вероятность столкновения, поэтому машины были на соседней полосе.
6. Почему спасатели не вытаскивали людей из горящего самолета
Смерть в пожарах происходит не от огня, а от дыма, в первую очередь от угарного газа. Отравление угарным газом происходит очень быстро — смертельную дозу человек получает с пары вдохов воздуха, в котором концентрация составляет всего лишь один процент. CO крайне быстро вступает в реакцию с гемоглобином крови, образуя карбоксигемоглобин — очень устойчивое соединение, которое полностью блокирует кислородный обмен в клетках. В итоге, если человек получил критические дозы угарного газа даже в паре вдохов, спасти его невозможно — даже искусственная вентиляция легких чистым кислородом не помогает, так как почти вся кровь уже не способна переносить кислород, в результате чего человек в считанные минуты умирает. Угарный газ легче воздуха, поэтому при пожаре рекомендуется ложиться вниз — ближе к уровню пола помещения.
7. Полеты "Суперджетов" должны быть приостановлены. Почему этого не сделано
Приостановка полетов происходит в случае, если обстоятельства трагедии пока что неизвестны или они явно указывают на конструкционный недостаток самолета. В случае этой трагедии обстоятельства известны, так как в распоряжении комиссий находятся и бортовые самописцы, и показания пилотов и других членов экипажа, и данные с земли. Далеко не все они публикуются в СМИ. Если решение о приостановке не принято, значит предварительной причиной трагедии в первую очередь считается неблагоприятная погода и человеческий фактор, а не конструкция самолета.
На данный момент известно, что после удара молнии произошел отказ бортовой электроники. Во время захода на посадку самолет шел с превышением посадочной скорости — и вертикальной, и горизонтальной, в результате чего частично разрушился и загорелся. Почему произошло именно так, кто и что послужило этому причиной, покажет расследование.