В конце апреля ФБР опубликовало документы о расследовании побега Гитлера в Аргентину. Эту версию сотрудники бюро серьезно начали проверять после поступившего сигнала. Некий аргентинец по имени Гайдано рассказал, что был одним из четырех человек, встречавших подлодку фюрера, а шесть высокопоставленных чиновников Аргентины предоставили ему убежище на ранчо в южной части Анд. Директору ФБР Эдгару Гуверу приходило много таких "наводок", но реальных доказательств побега Гитлера он так и не нашел. Однако достоверно известно, что тысячи приспешников фюрера действительно сбежали от суда после войны. Упоминались и врач Йозеф Менгеле, комендант концлагеря Треблинка Франц Штангль, заместитель коменданта концлагеря Собибор Густав Вагнер, сотрудник гестапо Адольф Эйхман и многие другие. Сергей Харламов рассказывает, кто помогал преступникам уйти от наказания и какие страны охотно укрывали нацистов.
Говоря о победе над немецким нацизмом в середине прошлого века, не принято вспоминать точные цифры осужденных. Нюрнбергский процесс кажется финальной точкой в расследовании деятельности приспешников Гитлера. Однако если беспристрастно взглянуть на сухие факты, то окажется, что Нюрнберг был скорее формальностью, нежели действительно судом над немецким режимом.
На первом Нюрнбергском процессе было осуждено всего 20 человек — без сомнения, высокопоставленных лиц немецкой военной машины, но цель суда была в закреплении победного статуса антигитлеровской коалиции и верховенства права победителя на суд над побежденным. Главное достижение Нюрнберга — признание режима и нескольких немецких организаций преступными и бесчеловечными.
Кроме Нюрнбергского процесса, в Европе проходило еще несколько судов над фашистами, но все они несли скорее функцию оправдания судей, нежели наказания виновных. Каждая страна хотела показать, что их правительство больше не имеет связи с проигравшей стороной и всеми силами осуждает тоталитарный нацистский строй. Но факты таковы: из 53 тысяч исполнителей приказов об истреблении "неполноценных групп", среди которых члены СС, "айнзатцгрупп", к уголовной ответственности были привлечены всего 600 человек.
Массовая случайность
Как видно, судить причастных к различного рода зверствам в европейских странах не очень-то и спешили, ограничившись обелением своего имени. Более того, ряд европейских организаций помогал преступникам избежать наказания. В первую очередь, это известный Международный комитет Красного креста, нейтральностью которого воспользовались многие бежавшие от правосудия нацисты. По разным данным, МККК непреднамеренно выдал более 120 тысяч паспортов на поддельные имена, с помощью которых немцы отбывали в Южную Америку и на Ближний восток.
Вторая наиболее известная организация — это Папский престол. Папа Пий XII некоторыми критиками называется "Папой Гитлера" по одноименной книге Джона Корнвелла, исследовавшего деятельность папы римского во время Второй мировой. Недостаточно жесткая позиция Пия XII по отношению к Гитлеру расценивается некоторыми историками как проявление симпатии. В доказательство приводится привилегированное положение немецких епископов в Ватикане во время существования Третьего Рейха. В 40-х годах в дипломатических кругах Ватикана часто можно было услышать немецкую речь. Влияние немецкой и австрийской кафедр было заметно. Те, кто оправдывают Пия, связывают такое положение с общей конъюнктурой и мировыми тенденциями — немецкий язык был популярен так же, как французский во времена Наполеона.
Как минимум один священник действительно имел отношение к бегству нацистов из Европы. Австрийский епископ Алоис Худал открыто выступал на стороне Гитлера во время войны, а после ее окончания создал сеть так называемых "крысиных троп" — путей отъезда немцев в страны Латинской Америки и на восток. Неизвестно, как в действительности относился к деятельности Худала Папа. Считается, что Пий XII был склонен к антисемитизму, хотя его признание Холокоста говорит об обратном. От управления епископатом Худал был отстранен только в 1952 году, хотя священник никогда не отрицал своих симпатий к нацистам, считал свое дело богоугодным и написал немало монографий на эту тему.
Война союзников против Германии была не крестовым походом, а борьбой экономических групп, за победу в которой они и бились. Этот так называемый бизнес <…> использовал ключевые слова, такие как демократия, соревнование, свобода религии и христианство как приманку для масс. Все эти знания были причиной, по которой я чувствовал себя обязанным после 1945 года посвятить всю мою благотворительную работу бывшим национал-социалистам и фашистам, особенно так называемым "военным преступникам", — писал Худал.
Восточные сказки
Какие страны стали конечной точкой назначения беглых нацистов? Многие читатели знают о Южной Америке и США, но некоторые немцы также выбрали Сирию и Афганистан. Ближний восток в целом сохранял нейтралитет во время военных действий, в том числе и из-за низкой военной мощи, удаленности от основных военных театров. Пожалуй, основное противостояние происходило между вишистским французским правительством в Сирии и британскими вооруженными батальонами. Последние установили контроль над Сирией и Ливаном еще в июле 1941 года.
Однако подконтрольных территорий на востоке у Великобритании было слишком много, чтобы эффективно действовать против бежавших немцев. Они воспользовались нестабильностью в регионе и удачно скрыли свои личности. Например, известный эсэсовец Алоиз Бруннер, ближний соратник Адольфа Эйхмана, ответственный за депортацию и убийства более 100 тысяч евреев, прожил долгую жизнь в Дамаске под именем Георга Фишера и умер в 2010 году в возрасте 98 лет.
Афганистан здесь гораздо более интересен: регенты (три дяди) Мохаммеда Захира-Шаха, пятого короля Афганистана, симпатизировали нацистам, потому что те поддерживали их независимость от Британской короны. Во время войны министр экономики Меджиде постоянно находился в Германии в качестве специального представителя, а афганская экономика сильно зависела от немецких банков. Немцев также часто можно было встретить в качестве советников кабульской верхушки. Поэтому после войны Афганистан стал местом спокойствия нацистских преступников — дипломаты умели балансировать между Вашингтоном и Москвой, получая от обеих супердержав преференции и поддержку. Время правления Захира-Шаха считается "золотым веком" в Афганистане, не в последнюю очередь благодаря работе беглых немцев.
Немецкое лобби в Латинской Америке
Почему именно Латинская Америка? Еще во времена Великих географических открытий именно немцы начали заселение некоторых земель Южной Америки. К началу XX века в Бразилии, Аргентине и Чили проживало 210-250 тысяч этнических немцев. Туристам хорошо известен город Блуменау в Бразилии с характерной архитектурой немецких фахверков.
К 1930-м в Латинской Америке прочно укрепилась немецкая диаспора, на материк пришли концерны I.G. Farben, Staudt und Co., Siemens Schuckert и немецкие банки, которые вкладывались в слабые экономики Бразилии и Аргентины. Для последней это было особенно актуально на фоне нарастающего конфликта с Британией. Аргентина стала для Италии и Германии сырьевым поставщиком. Вплоть до 1945 года военное правительство Аргентины (за время войны там произошло два государственных переворота) позволяло немецким подлодкам швартоваться у берегов страны.
Деятельность президента Хуана Перона, пришедшего к власти в Аргентине в 1946 году, созвучна с ранними программами НСДАП. Находясь в затяжном политическом кризисе, страна легко приняла консервативные идеи каудильизма, третьего пути (социализм и капитализм с опорой на государство), принципов автаркии, выраженных в жестком протекционизме.
Влияние немецких диаспор после войны распространилось и на север материка — Венесуэлу, Перу и соседний Уругвай. Сообщества Вальпараисо стали крупными и процветающими городами. Справедливости ради, не все южно-американские немцы поддерживали нацистов, а некоторые еще до войны сбежали в Южную Америку именно от гитлеровского режима. Но влияние немецких кругов и высокие посты, которые они занимали в различных учреждениях, позволили многим получить поддельные документы.
Благодаря немецкому лобби Аргентина и Бразилия так и не выдали обвинявшихся в преступлениях против человечности беглецов. Израильской разведке пришлось выкрасть Адольфа Эйхмана с территории Аргентины, чтобы судить на своей родине. Этот факт до сих пор является причиной напряженных отношений Аргентины и Израиля.
Немецкий историк Даниэль Сталь в своей книге "Облава на нацистов" признает, что найти и покарать нацистских преступников в Южной Америке практически не удалось. Из тысяч бежавших на юг немцев идентифицировать удалось лишь нескольких, а наказать — абсолютное меньшинство.
Это стечение злого умысла: французские полицейские пытались сокрыть собственное коллаборационистское прошлое, а латиноамериканские власти отрицали непорядочность собственных режимов, — считает Сталь.
Только в 2003 году президент Аргентины Нестор Киршнер дал добро на преследование преступников, но для общественности обнародованные документы скорее стали предметом исторических исследований, нежели уликами в уголовных делах.
Реальная политика
Нельзя не упомянуть и помощь ЦРУ в бегстве высокопоставленным членам НСДАП и сотрудникам государственных организаций. Американцы поступили меркантильно, в стиле того, что в немецкой политологии называется Realpolitik. Они знали, каким неизмеримо большим багажом знаний обладают некоторые немецкие деятели. Они могли быть полезны в американской медицине, науке и оборонном комплексе. Именно поэтому они старались укрыть наиболее полезных членов немецкого общества и вывезти в США. К слову, такими же вещами занимались и правительства СССР и Британии, но у США определенно получилось лучше всех.
В качестве примера можно вспомнить директора военного завода Mittelwerk Артура Рудольфа. На его предприятии использовался труд узников концлагерей, но это нисколько не помешало американцам вывезти Рудольфа и задействовать в работе над ракетой-носителем "Сатурн-5". Рудольф стал видным функционеров в НАСА. Многим позволяли жить на территории США и за меньшее: Отто фон Болшвинг (идеолог Холокоста) сбежал в США и несколько раз приглашался для допросов по делам немецкой элиты. Человек просто поотвечал на вопросы о взаимоотношениях в верхушке немецкой власти, и это позволило ему прожить до старости в Штатах и умереть своей смертью в 1981 году.
Подробности многих таких историй общественность знает по оказавшемуся в распоряжении журналистов The New York Times в 2010 году докладу министерства юстиции США. Это была только первая версия доклада, но и ее оказалось достаточно, чтобы 4 года американское правительство сталкивалось с протестами и в конце концов было вынуждено опубликовать финальный 600-страничный доклад об отношениях с немецкими нацистами. И даже из этого доклада некоторые части вырезали и засекретили.
Всего в США сбежало, по данным центра Симона Визенталя, занимающегося розыском нацистских преступников, около 10 тысяч человек. Многие фигурирующие в докладе нацисты продолжали спокойно жить в США до начала 1980-х. Министерство юстиции отчисляло им миллионные "пожертвования" за молчание. После очередной смены руководства страны немцам предложили по-тихому уехать из страны. Минимум 38 человек вернулись в Европу.