Политика

О "всеукраинском референдуме" по Донбассу: знает ли Порошенко Конституцию Украины?

О "всеукраинском референдуме" по Донбассу: знает ли Порошенко Конституцию Украины?

Президент Украины Порошенко заявил, что может вынести вопрос о федерализации и автономии отдельных регионов страны на всеукраинский референдум, при этом заявив, что у него нет сомнений по поводу результата референдума. Юрист Илья Ремесло выясняет, правильно ли Порошенко трактует Конституцию Украины, требуется ли для изменения статуса Донбасса всеукраинский референдум и какая международная практика имеется по вопросу самоопределения.

Вчера Президент Украины Порошенко заявил: "Я готов поставить на референдум вопрос федерализации, вопрос государственного языка. И я знаю результат".

Похвально, что Порошенко, как и другой украинский государственный деятель, "может смотреть сегодня в завтрашний день".

Однако, давайте зададим закономерный вопрос – а почему вообще вопросы о федерализации и автономии должны решаться на всеукраинском референдуме?

Статья 73 Конституция Украины говорит, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины.

Но каким образом вопрос автономии Донбасса затрагивает изменение территории Украины? Это вопрос внутригосударственного устройства, придания регионам Украины больше прав – но ведь при этом регионы остаются в составе Украины.

Получается, что Порошенко не знает Конституцию собственной страны?

Теперь рассмотрим ситуацию шире – если Донбасс хочет отделиться от Украины, нужно ли проводить всеукраинский референдум?

Существует ряд международных норм, которые Украина обязана соблюдать: Устав ООН, Пакт о гражданских и политических правах. В последнем сказано: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право".

В силу статьи 9 Конституции Украины, международные нормы являются частью законодательства Украины.

Однако, действующая Конституция Украины не позволяет реализовывать право на самоопределение в принципе.

Читаем статью 157 Конституции: "Конституция Украины не может быть изменена, если изменения... направлены на... нарушение территориальной целостности Украины".

Однако без изменения Конституции, право на самоопределение народом Украины не может быть реализовано в принципе. Ведь согласно ст. 133, именно Конституция определяет территориальный состав субъектов, входящих в Украину.

И получается замкнутый круг: без изменения Конституции нельзя реализовать право на самоопределение, а Конституция не может быть изменена никогда.

Итак, в Конституции Украины имеется не соответствующее международному праву положение. Оно юридически ничтожно - в противном случае Украина вообще перестает быть цивилизованной страной, соблюдающей важнейшие международные обязательства.

Абсурдно спрашивать разрешения на изменение территории Украина на общенациональном референдуме. Это примерно как запретить разводить супругов, если нет согласия от них обоих.

Если посмотреть на международный опыт, то никогда при реализации права на самоопределение часть не спрашивает разрешения у целого.Возьмем например Косово – что, в Сербии проводился общенациональный референдум по вопросу отделения Косово? Или же недавний референдум о независимости Шотландии – спрашивали ли мнения у всех англичан насчет статуса Шотландии? Разумеется, нет.

На каком основании тогда Порошенко хочет, чтобы судьбу Донбасса решал не его народ, а Украина?

Илья Ремесло