После своего исторического поражения на президентских выборах в ноябре 2016 г. Хиллари Клинтон на время скрылась из виду. По ее словам, она "гуляла в лесу" и рефлексировала по поводу исхода выборов, которые, если верить подавляющему большинству аналитиков, Клинтон должна была уверенно выиграть. Однако уже через несколько месяцев она вышла из этого депрессивного состояния и начала вести активную деятельность сразу по нескольким "фронтам": политическому, благотворительному и культурному. Малек Дудаков рассуждает о возможном возвращении Хиллари Клинтон в большую политику.
С начала этого года Хиллари Клинтон стала показывать, что намерена в дальнейшем добиваться такого же публичного внимания к своей персоне, какое было к ней приковано и раньше. Бывшая госсекретарь давала интервью и появлялась в эфире различных ток-шоу, обсуждала возможные причины своего поражения и перспективы на будущее. В течение некоторого времени она пыталась сдерживаться в реакции на происходящее в Америке и деятельность Дональда Трампа, старалась ее не комментировать. Но уже в мае Клинтон произнесла свою нашумевшую речь перед выпускниками колледжа Wellesley в Массачусетсе, в ходе которой открытым текстом раскритиковала политику Трампа.
Выступление Клинтон в Массачусетсе
Она заявила о том, что администрация нынешнего президента пытается строить свою работу на основе "альтернативных фактов", что ставит ее на один уровень с многочисленными авторитарными режимами. По словам Клинтон, любые авторитарные режимы пытаются создавать свою "правду" о мире: в первую очередь для того, чтобы заставить население собственных стран в нее фанатично верить. Клинтон считает, что на текущий момент в Америке идет "война против правды и разума": отрицаются научные теории (например, о "глобальном потеплении"), пропагандируются необоснованные конспирологические истории и т.д. Под конец Клинтон даже сравнила Трампа с Никсоном, добавив от себя, что нынешний глава государства может закончить так же, как главная жертва уотергейтского скандала.
В течение прошедшего лета Клинтон начала постепенно делиться подробностями своей новой книги, посвященной ее провалившейся предвыборной кампании. Книга получила лаконичное название – "What Happened" или "Что случилось". Клинтон пообещала в ней обстоятельно рассказать о ходе своей кампании, сделанных ошибках и многочисленных скандалах. Большой книжный тур Клинтон по штатам Америки начнется 18 сентября: она посетит 15 различных городов, включая Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго и другие. Стоимость билетов на ее выступления начинается от 125 долларов. А места в VIP-партере продаются за 2500-3000 долларов.
Хотя цены немаленькие, желающие увидеть и услышать Клинтон, вероятно, выстроятся в очередь и билеты будут продаваться довольно успешно. Да и сама книга наверняка станет коммерческим успехом для семьи Клинтонов. Выборы 2016 г. – история новая, свежая и драматичная, и многим будет интересно на нее взглянуть глазами проигравшей стороны. Стоить отметить, кстати, что предыдущие книги Клинтон – например, "Hard Choices" ("Сложные решения") и "Stronger Together" ("Сильнее вместе") оказались провальными. Вышедшая автобиография Клинтон о работе в должности госсекретаря ("Hard Choices") в первую неделю после выпуска набрала немногим более 85 тысяч продаж. А изданная во время предвыборной кампании "Stronger Together" смогла похвастаться лишь тремя тысячами продаж в первые дни после издания.
Клинтон со своей книгой
Отрывки из нескольких глав новой книги Клинтон по ее согласию были опубликованы в ряде мейнстримовых медиа и даже вызвали некоторый фурор среди политического класса. Для начала Клинтон поделилась своими воспоминаниями о вторых президентских дебатах, прошедших 10 октября. По словам Клинтон, они входят в ту часть воспоминаний о прошедшей кампании, которую она бы постаралась забыть. В ходе дебатов Трамп "двигался" позади Клинтон, следовал за своим оппонентом и постоянно за ней следил. Клинтон чувствовала себя очень некомфортно – ей казалось, что Трамп чуть ли не дышит в ее спину. Клинтон даже несколько раз хотела прервать дебаты и высказать свои претензии к Трампу, который пытался ее "запугать":
"А что бы вы сделали в моей ситуации? Продолжали бы стоять, отвечать на вопросы и улыбаться или бы высказали Трампу то, что думаете о его поведении?" - задает вопрос Клинтон своим читателям.
Однако в ее книге достается не только Трампу, но и другому серьезному оппоненту, на этот раз по праймериз Демократической партии – Берни Сандерсу. Она считает, что многочисленные атаки Сандерса нанесли непоправимый урон ее кампании и во многом способствовали успеху нарратива о "нечестной Клинтон", впоследствии используемого Трампом. При этом Клинтон отмечает, что во время демократических дебатов она неоднократно требовала от Сандерса назвать примеры того, когда она меняла свою позицию из-за пожертвований ее кампании или благотворительному фонду, но тот так и не смог этого сделать.
Дебаты Клинтон и Трампа
Клинтон уверена в том, что Сандерс окончательно испортил ее имидж в глазах многих прогрессивных либералов и фактически разделил партийную базу в преддверии выборов, облегчив задачу победы Трампа. Бывшая госсекретарь называет одним из мотивов действий Сандерса то, что он никогда не был лоялен Демократической партии и видел в поражении кампании Клинтон возможность начать революцию среди демократов:
"Я демократ, я этим горжусь, и я хотела бы, чтобы Сандерс мог сказать то же самое о себе", - заключает Клинтон.
Она также обращает внимание на поведение многих соратников Сандерса (т.н. Bernie Bros - "Братьев Берни") в соцсетях, которые, по мнению Клинтон, издевались над ее сторонниками и отличались "настоящим сексизмом".
Клинтон признает и некоторую часть своих ошибок, которые привели к ее поражению на выборах:
"Я пыталась вести традиционную и слишком правильную президентскую кампанию, в то время как мой оппонент делал реалити-шоу с собой в главной роли и мастерски играл на гневе и обиде части американского электората", — утверждает Клинтон.
Она соглашается со своими критиками в том, что было неправильно в течение нескольких лет до начала выборов выступать с речами по приглашению банкиров с Уолл-стрит, которые обходились им в сотни тысяч долларов. Но больше всего Клинтон сожалеет о своей довольно резкой риторике в отношении горняков, чей "экологически вредный бизнес" она пообещала разорить. Подобные слова действительно оказали негативное влияние на рейтинги Клинтон в нескольких "колеблющихся" штатах, где добыча угля до сих пор остается важной составляющей региональной экономики – например, в Пенсильвании. Напомню, что Трамп стал первым кандидатом от Республиканской партии на президентских выборах со времен Рональда Рейгана, кому удалось победить в этом штате.
Бывшая госсекретарь делится своими впечатлениями о постоянных скандалах, преследующих ее кампанию:
"Мы жили в условиях перманентного землетрясения – земля постоянно двигалась под нашими ногами".
Особенно радикально ситуация изменилась после письма Коми за две недели до выборов, когда бывший директор ФБР объявил о возобновлении расследования частного почтового сервера Клинтон. В целом, свое решение вести всю деловую переписку через частный сервер Клинтон лаконично называет "идиотским". Но именно последнее письмо Коми Клинтон продолжает считать основной причиной поражения на выборах: из-за него "мой образ за один день трансформировался из уверенного лидера президентской гонки в потенциальную преступницу".
Не меньше внимания она уделяет проблеме "русских хакеров", которые "взломали" частную переписку Демократического национального комитета и самой Клинтон. Она упоминает свою главную мечту: встретить Владимира Путина, будучи в роли американского президента, и сказать, что его попытки "повлиять на выборы и добиться победы доброжелательного для России кандидата" полностью провалились.
Клинтон и Берни Сандерс
Клинтон вспоминает, в последние 24 часа до начала голосования она чувствовала себя удивительно спокойно, хотя большинство менеджеров ее кампании сильно волновались. За несколько часов до закрытия участков она ушла спать. Когда она проснулась, в ее отеле уже царила мрачная безысходность.
Еще до объявления окончательных результатов, когда у Клинтон оставались небольшие шансы на победу, ей позвонил Обама и призвал признать свое поражение. Почти сразу после звонка действующего президента Клинтон попросила соединить ее с Трампом и поздравила того с победой:
"Наш разговор получился очень милым и даже по-странному будничным, как будто я общалась со своим соседом и сказала ему, что не смогу поучаствовать в совместном пикнике. Мы разговаривали очень недолго: я до сих пор не могла отойти от шока и растерянности от результатов выборов".
Уже под конец своей книги Клинтон обещает читателям продолжать оставаться в публичной политике и не заниматься затворничеством:
"В нашей стране полно людей, которые хотят, чтобы я просто исчезла. Но этого не случится", —сообщает Клинтон.
Своими комментариями она снова оживляет различные слухи и теории о том, каким может быть ее политическое будущее. В течение зимы и весны этого года в политических кругах Вашингтона обсуждалась перспектива участия Клинтон в выборах мэра Нью-Йорка. Она два срока была сенатором от штата Нью-Йорк и на прошедших выборах получила там около 60% голосов. В условиях высокой непопулярности нынешнего мэра Нью-Йорка, также демократа Билла ди Блазио, у Клинтон были бы неплохие шансы разгромить того на праймериз и затем выиграть основные выборы мэра. Некоторые сторонники этой идеи среди стратегов Демократической партии даже общались с близкими соратниками Клинтон, которым она пришлась по душе. Впрочем, уже летом стало ясно, что Клинтон не имеет большого желания идти в мэры Нью-Йорка, несмотря на почти гарантированный успех подобной затеи.
Выход автобиографической книги некоторые рассматривают как типичную коммерческую историю: Клинтон просто хочет заработать неплохие деньги на продаже своей точки зрения о провалившихся для нее выборах. Другие, впрочем, рассуждают и о том, что Клинтон намеревается при помощи масштабной PR-кампании вокруг издания книги показать себя читателям (читай: потенциальным избирателям) с более человечной стороны. Это может оказаться полезным на президентских выборах 2020 г., если Клинтон внезапно захочет в них поучаствовать. Конечно, в вероятность такого верится с трудом: там у демократов наберется череда объективно более сильных кандидатов, вроде сенаторов Кори Букера или Камалы Харрис, да и сама Клинтон в силу возраста и политического багажа будет крайне уязвимым кандидатом на праймериз. Но семья Клинтонов уже давно славится своим стремлением к власти и попытками любой ценой ее получить и удержать: поэтому даже после обидного поражения на выборах 2016 г. Хиллари может постараться снова вернуться в большую политику.