Мнение

"Незваный гость": успешный южнокорейский триллер с одним "но"

"Незваный гость": успешный южнокорейский триллер с одним "но"

6 августа в российском прокате вышел южнокорейский триллер "Незваный гость". На родине фильм стал одним из последних перед карантином и собрал отличную кассу. Прокатчиком фильма в России выступила компания "ПРОвзгляд", выпускавшая также оскароносную картину "Паразиты". Иван Афанасьев рассказывает, чем хорош и чем плох новый южнокорейский триллер, и объясняет, что получит зритель, купив билет в кинотеатр.

Когда-то словосочетание "южнокорейский триллер" было практически синонимом чего-то неожиданного и оригинального или, как минимум, не совсем банального. В какой-то момент волна корейского кино захватила умы голливудских продюсеров: Леонардо Ди Каприо выкупил права на производство ремейка "Преследователя" На Хон-чжина, ремейк же "Поезда в Пусан" был заявлен почти сразу после кассового успеха хита Ён Сан-хо, а недавно из производственного ада вышел сериал по фильму "Сквозь снег" режиссера "Паразитов" Пона Чжун-хо (которые тоже должны превратиться в телешоу). Причем последний сыграл не последнюю роль в популяризации национального кинематографа: его "Воспоминания об убийстве" явно навели Финчера на идею "Зодиака", он первый вышел на Netlix с "Окчей", а уж про "Паразитов" и говорить нечего. На самом же деле южнокорейское кино прекрасное, но не исключительное, и наводнять им кинорынок — идея небезынтересная, но с коротким запалом. "Незваный гость" — лучшее тому подтверждение.

Молодой предприниматель Со-джин 25 лет назад потерял любимую сестру во время прогулки и с тех пор страдает от флэшбеков об этом событии, коря себя за невнимательность. Он ходит к психотерапевту, потому что эти воспоминания знатно мешают ему жить. Однажды ему звонят из какой-то клиники: мол, сестра нашлась, жива, здорова и жаждет увидеться с семьей. Казалось бы, ура! Но вновь обретенная родственница ведет себя подозрительно: нанимает для матери-инвалида тренера, который учит ее ходить, переманивает внимание дочери Со-джина на свою сторону и вообще странно, не по-доброму смотрит на своего родственника. Постепенно Со-джин задумывается, действительно ли это его сестра или просто самозванка с тайными целями?

"Незваный гость", несмотря на не самую оригинальную завязку, умудрился стать одним из лидеров предкарантинного проката (63,3% от числа всех проданных билетов на момент показа), опередив некоторые зарубежные картины у себя на родине. Круто? В целом да, но надо брать в расчет, что все это происходило в период, когда кинотеатры под давлением беспокойной обстановки закрывались, а прокатчики изымали наиболее перспективные релизы до лучших времен. Так что, возможно, всухую дебютному триллеру Сона Вон-пхена могло бы не повезти так сильно. Картина-то на самом деле довольно обычная, и словосочетание "южнокорейский триллер" применительно к ней звучит скорее как штамп в больничном листе. Завязка сильно напоминает другой их хит — "Ночь воспоминаний": там тоже фигурирует похищение родственника (на этот раз мужского пола) и его чудесное, но слишком уж красивое возвращение в семью, а актер Ким Му-ёль также играет безутешного брата, у которого пропал близкий человек.

В общем-то в меру живописному, но уж больно похожему на многие другие проекты фильму не хватает индивидуальности. Все сюжетные ходы просчитываются на раз-два: обманки вроде легкого психического расстройства главного героя, которые якобы призваны отвести внимание от подозрительной родственницы, явившейся как черт из табакерки, на деле лишь усиливают ощущение того, что тебя слишком упорно пытаются обмануть. И обман раскусывается гораздо быстрее, чем стоило бы. Внезапное доброхотство героини вкупе с приторным взглядом, который в нужные моменты становится ну очень недобрым (да-да, это "отлично" работает в связке с особенностями психики главного героя), упорно наводят на самый простой ответ на вопрос, является ли вновь обретенная сестра Со-джина той, за кого себя выдает. Если вы видели хотя бы один триллер про чудесное возвращение давно отсутствовавших людей, то вам нетрудно представить один из вариантов, что ждет нас в конце. Особенно если учесть, что героиню и часть ее намерений выдает ну очень плохо скрываемый интерес к одному из членов семьи.

Сон Джи-хё (слева) в роли сестры главного героя | Кадр из фильма

Тем не менее смотреть "Незваного гостя" интересно. Это парадоксально, но в таком вторичном и довольно предсказуемом фильме есть своя изюминка. Она — в главном герое, за которого хочется переживать (не значит, что ты обязательно это делаешь). Ким Му-ёль — один из любимчиков корейцев, звезда криминального триллера "Гангстер, коп и дьявол" и локального блокбастера "Северная пограничная линия", обладатель ангельской красоты и утонченной мимики, сдержанной, но крайне экспрессивной в моменты, когда его персонажи испытывают сильные эмоции. Ему 38 лет, но играет он на вид совсем молодого парня, и ему удается это блестяще: в односложную интригу фильма он вплетает взаправдашние эмоции, которые кластеризуют конфликт фильма на его персонаже и перетягивают внимание зрителя с не слишком интересного сюжета. Можно сказать, что все драматургические выверты работают фильму скорее во вред, но главный актер их негативный эффект слегка смягчает.

Ким-Му-ель

Еще одно блестящее решение фильма — выбор актрисы на роль зловещей сестренки. Сон Джи-хё — лауреатка пятнадцати разнообразных наград, звезда корейского телевидения, которую обожают на родине (возможно, это и сыграло ключевую роль в успехе фильма в Южной Корее). Хоть ее героиня и прописана довольно толстыми штрихами, но отыгрывает она ее на все сто процентов: в ее очаровательном змеином взгляде ощущается опасность, исходящая от таинственной красавицы. Финал фильма, в котором раскрывается вся суть заговора вокруг Со-джина, выводит сущность ее героини на новый уровень: ее мотивация становится прозрачнее и понятнее, и она в целом из ходячего клише превращается в живого человека. Не в последнюю очередь за счет искренних эмоций Сон Джи-хё, которая раскрывается как хорошая драматическая актриса. Есть ощущение, что она запросто могла бы встроиться в хороший зарубежный блокбастер, примеры из Кореи таких превращений есть: актер Ли Бен-хон снимался в предпоследнем "Терминаторе" и "Великолепной семерке" Антуана Фукуа.

И все-таки красивых лиц и утонченной операторской работы порой не хватает, чтобы получить от фильма достаточно удовольствия, или скорее получить столько, дабы в голове осталось что-то после. Это разовый, нишевый продукт, созданный для удовлетворения простейших жанровых нужд, не несущий в себе никаких высказываний. Кто-то зачем-то начал сравнивать фильм с "Паразитами", которых выпускала та же прокатная компания, но не стоит. Это не покоряющий воображение какими-то небывалыми глубинами сюжет. Хочется даже сказать — для самых непритязательных господ. Мы не против такого гостя, но и на радушный прием ему рассчитывать не стоит.