Совсем недавно гордая Эстония, население которой, кстати, чуть меньше 1,5 млн. человек, с умным видом рассуждала о своём долге перед мировым сообществом наказать Россию за сбитый над Новороссией самолёт. Но вдруг интонации изменились. И случилось это как раз после того, как Россия ввела ответные санкции, запретив ввоз на свою территорию продуктов питания из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии.
Эстония недоумевает. Во-первых, Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт (тот самый, печально известный по разговору с Эштон о снайперах на Майдане) уверен, что санкции может позволить себе Запад против России, но не Россия против Запада. Получается как в том анекдоте: «А меня-то за что?» С санкциями Запада всё ясно: Россия виновата, потому что виновата всегда, даже если вина её не доказана. Но Запад, включая Эстонию, ни в чём никогда не виноват! Поэтому вводить против Запада санкции – это нецивилизованно, как и всё, что делает Россия. Г-н Паэт так и сказал:
«Наиболее простой путь вернуть все во круги своя - вести себя, как положено в XXI веке и прекратить вмешиваться в дела Украины и потворствовать насилию».
То есть попросту делать то, что нужно США. А заодно брать пример с Запада: ведь Запад никогда не вмешивается во внутренние дела других государств и уж тем более не потворствует насилию! Когда маленькие, но гордые птички вроде Эстонии берутся отстаивать интересы США, это всегда выглядит комично, особенно когда дело доходит до рассуждений об обязательном блюде – о свободе. Вот и г-н Паэт не остался в стороне, заявив, что «у безопасности и свободы всегда есть цена». Ну что ж, платите, г-н Паэт… Не промолчал, конечно, и президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Он тоже недоумевает. Он так и разразился в Twitter`е:
«Это что, стратегическое партнерство?»
Действительно, разве партнёры отвечают на санкции партнёров? Президент Ильвес, а также глава Правительства Эстонии Таави Рыйвас (тот самый, что недавно рассуждал о моральном долге Эстонии наказать Россию) считают, что от запрета на ввоз продовольствия пострадают граждане России, поскольку «выбор на российских прилавках сильно уменьшится, цены возрастут. Местные производители не сумеют покрыть спрос, и долго еще не смогут его покрыть». Помимо того, что это просто сомнительное утверждение, г-н Рыйвас упускает из виду, что отказ от закупок может означать лишь смену поставщика. Эстония пока ещё хорохорится и пытается делать вид, что ответ России на западные санкции её не коснётся. Тот же Рыйвас уверяет, что эстонский экспорт в Россию столь незначителен, что отказ России от эстонских продуктов пройдёт для Эстонии незамеченным. А председатель Эстонского союза производителей молочных продуктов Яанус Муракас заявил, что Эстония вообще в стороне и на ситуацию не влияет. Зато, очевидно, ситуация повлияет на Эстонию. А вот председатель Финского центрального профсоюза производителей сельскохозяйственной продукции Юха Марттила считает, что от запрета РФ на ввоз сельхозпродукции из стран ЕС больше всего пострадают Эстония, Финляндия, Латвия и Литва. Поскольку запрет может обернуться кризисом перепроизводства в этих странах. Кстати, четверть эстонского молока текло именно в Россию. Куда оно потечёт теперь – неизвестно. Пока что вспять. Можно посоветовать Эстонии устроить у себя молочные реки и приделать к ним кисельные берега. Чтобы все видели, как хорошо живётся в ЕС.