Мнение

Нелегкая атлетика: зачем ВФЛА выталкивает спортсменов из России

Нелегкая атлетика: зачем ВФЛА выталкивает спортсменов из России

Российские легкоатлеты под угрозой. С 2015 года они могут выступать на соревнованиях только под нейтральным статусом. Но пока ни один из них даже его получить не может. Все дело в том, что совет World Athletics оштрафовал ВФЛА на $5 млн за причастность прежнего руководства к фальсификациям документов по делу прыгуна в высоту Данила Лысенко. Штраф федерация должна была выплатить до 1 июля, но не сделала этого. В ВФЛА говорят, что таких денег нет. В случае невыплаты совет World Athletics может вообще лишить российских легкоатлетов права выступать на международных соревнованиях в любом статусе. Дмитрий Лекух — о нелегкой ситуации и выборе российских атлетов, которых спортивные чиновники буквально заставляют менять спортивное гражданство. 

Было бы справедливо начать так, как начинаются некоторые хорошие анекдоты: "это очень долгая и очень печальная история". И, кстати, весьма типичная: к сожалению, при определенном качестве управления подобное в свое время могло случиться едва ли не в любой российской спортивной федерации. К счастью, случилось только в легкой атлетике, но случилось в настолько катастрофической форме, что в здравом уме и твердой памяти такого лучше не переживать.

Буквально на днях Международная ассоциация легкоатлетических федераций (World Athletics) подтвердила, что Всероссийская федерация легкой атлетики не выплатила штраф, который должна была перевести до 1 июля, и не предоставила информацию о том, когда средства будут перечислены. В результате чего World Athletics отложила рассмотрение вопроса о выдаче нейтрального статуса российским легкоатлетам — по крайней мере до заседания совета, который пройдет в конце июля. И прогнозы, надо сказать, тут довольно неутешительны. Российские профессиональные, это важно, спортсмены реально рискуют пропустить все международные турниры, включая Олимпиаду.

Напомню, что штраф был присужден за причастность прежнего руководства организации к совершенно дурацким, надо отдать должное, фальсификациям документов по т.н. делу Данила Лысенко: это совершенно, конечно, эпическая история про то, как люди, профессией которых является помогать другим избегать неприятностей, умудряются эти самые неприятности даже для себя буквально на каждом шагу находить. И это даже не анекдот.

Что во всей этой истории самое, пожалуй, пикантное, так это высветившееся какое-то воистину удивительное строение головного мозга у наших спортивных чиновников. Во многом даже слегка карикатурно повторяющее строение головного мозга анекдотических уже "эффективных менеджеров", только в ухудшенном варианте. Ребят, если вы уж признали этот глупейший штраф и взялись встать на хозяйство, реально, кстати, разоренное вашими предшественниками, то его надо платить, а хозяйство — восстанавливать.

Иначе  зачем вы, простите, вообще на это место пришли? А не объяснять неоплату "тяжелым экономическим кризисом и COVID-19". $5 млн — это вообще-то не та сумма, которую национальная федерация России по одному из богатейших летних видов спорта должна обсуждать. Или вы вообще кто?! Хотя, конечно, понимаю — у вас, скорее всего, были какие-то куда более срочные платежи.

Это даже для World Athletics история довольно опасная, ибо ВФЛА они, благодаря фантастическому своеобразию отечественных спортивных чиновников, конечно, победили и почти растоптали. Причем, все по делу, что называется.

Но даже у этих взращенных англо-саксонским мифом отборных русофобов и спекулянтов из руководства World Athletics, думаю, нет иллюзий, что они "победят" государство Российская Федерация. Ежели оное встанет на дыбы.

Так что, надеюсь, в довольно скорой исторической перспективе — не без потерь, увы, — как-нибудь в текущей ситуации разберутся. Что, безусловно, не снимет более серьезных вопросов: ситуация в руководстве мировой легкой атлетики зашла уже очевидно чересчур далеко. И вопрос тут уже в другом: а нужна ли вот в таком изумительном состоянии нам эта самая ваша мировая легкая атлетика вообще?

Да и не только, признаться, она, а весь этот так называемый мировой спорт высших достижений, уже давно превратившийся в весьма специфический бизнес, насквозь, как показывают последние скандалы в еще более или менее понятном футболе, коррумпированный? И вот это, пожалуй, на сегодняшний момент времени едва ли не самый важный вопрос.

Мы видим ведь, как стремительно, на наших буквально глазах, переформатируется экономический и политический мир, как переписываются международные правила и меняются очертания. Так почему мир спорта должен остаться от этого переформатирования в стороне?

Безусловно, не останется. Вот только это все вопросы будущего. Пока же надо как-то решать конкретный вопрос. Хоть с World Athletics, хоть с кем. Либо в одну, либо в другую сторону, раз уж противостояние зашло настолько далеко.

Потому как к сегодняшнему "замечательному" во всех отношениях результату привела именно неопределенность нашей собственной позиции. Извините, но "давать заднюю" после того, как поставил подпись под документом, насколько б ты его потом не считал несправедливым, — это уже какое-то украинство, только не спортивное, а политическое. И вот это по отношению к чиновнику, пусть и спортивному, как бы это помягче сказать, "проматывающему" интересы Российской Федерации, — самый настоящий приговор.

По сути, российская легкая атлетика в ее нынешнем виде рискует быть полностью организационно уничтоженной. И что с этим делать на сегодняшний момент времени, совершенно непонятно. И мы сейчас не будем тут спорить, кто здесь больше виноват в случившемся (правых тут, по моему разумению, просто нет): World Athletics, который наравне с пресловутой уже WADA считается чуть ли не штурмовой бригадой и авангардом в спортивной войне с Россией; или наши российские, Господи меня прости, импотенты в чиновных спортивных креслах — жалкие даже на фоне своих коллег из WA. Нас в данной ситуации их конкретные судьбы волновать уже не должны: они уж точно без работы не останутся, даже если будет полностью уничтожена ВФЛА. Друзья куда-нибудь да пристроят: есть еще немало отраслей в народном хозяйстве, в которых найдется что как следует развалить.

Нас же больше сейчас должна волновать российская легкая атлетика как таковая, ее судьба и как ведущей спортивной отрасли, и как банально "королевы спорта": собрания едва ли не самых красивых и привлекательных индивидуальных спортивных дисциплин. А здесь надо уже начинать ликвидировать последствия катастрофы, если нам ее так и не удалось никакими методами предотвратить. В том числе — и последствия в виде изломанных человеческих судеб.

Выход для наших ведущих спортсменов функционерами World Athletics вполне старательно подготовлен и неоднократно открыто озвучивался: смена сначала спортивного гражданства. А потом и общегражданского — без этого ведь никак. Вот, к примеру, слова действительно замечательной нашей спортсменки, трехкратной чемпионки мира Марии Ласицкене: 

В сегодняшних условиях нельзя исключать любой вариант моих дальнейших действий, в том числе и уход из сборной. Я устала от беспредела, творящегося последние пять лет, безнаказанности и бездействия руководителей нашего спорта, не защищающих должным образом чистых атлетов. 

Можно даже не сомневаться: "там" для Марии (и не для нее одной — смену гражданства обсуждают едва ли не все ведущие легкоатлеты) создадут все возможности для тренировок и выступлений, уберут, в нарушение всех возможных правил, "каникулы", прямо запрещающие немедленное начало выступления за любую другую страну, особенно если эта страна будет политически правильной. И тут есть только одна проблема: предать тут Марии Ласицкене радетели из World Athletics предлагают отнюдь не ВФЛА, не Всероссийскую федерацию легкой атлетики, а страну. Россию, Российскую Федерацию. Более того, открыто к этому подталкивают.

Поэтому здесь и идет речь об изначально сломанных судьбах реально замечательных российских спортсменов: у них сейчас просто нет хороших решений, в том числе и стараниями идиотов и импотентов из ВФЛА. И что с этим всем в текущей ситуации делать я, честно говоря, не знаю. Вот такая вот очень не легкая атлетика получается, увы…