Владимир Путин в прямом эфире пообщался с россиянами. Почти за четыре с половиной часа он успел ответить на 79 вопросов об экономике, отношениях с западными странами, медицине, образовании и разобрался в личных проблемах отдельных семей. Всего же президенту пришло более 2,5 млн обращений со всей страны. Платон Беседин - о том, что волнует народ и президента и к кому конкретно он обращался в своих ответах на вопросы.
"Прямая линия" – уникальный формат. В таком виде он существует только в России. Трудно представить, чтобы, к примеру, Дональд Трамп на протяжении 4,5 часов общался с народом на самые разные, зачастую весьма болезненные, темы. И с каждым годом формат "Прямой линии" расширяется. На той, что мы видели сегодня, появились новшества - отчеты губернаторов и министров в прямом эфире.
Население традиционно больше всего волновали социальные вопросы. Инициативная группа из Струнино Владимирской области обратилась к президенту, рассказав, что в их городке с населением в 14 тысяч человек закрыли хирургическое, гинекологическое, инфекционное и детское отделения в местной больнице. Теперь ситуация решается. Другой пример – Ставропольский край, в котором люди еще в прошлом году столкнулись с жилищными проблемами после наводнения. Им пообещали помочь.
"Прямая линия" в очередной раз поспособствовала решению таких вопросов. Во многом и потому, что губернаторы тут же решили встретиться с гражданами, дабы узнать их проблемы. Хорошо, конечно, вот только почему для этого необходимо предварительно дозвониться президенту? Да, прекрасно, что президент держит ситуацию в стране под контролем. Это чувствуется не только по его уверенности, но и по содержательности ответов: максимум деталей и фактов, максимум погружения в ситуацию. Но тогда для чего нужны все остальные чиновники? Чем заняты они?
В результате для "Прямой линии" лучше всего подходит известное название "Достучаться до небес". Чтобы решить свою беду, ты должен обратиться на самый верх – и будет тебе счастье. Путин в режиме online, как тот Супермен, летает по стране – от Владивостока до Крыма. Ведь обсудили все, что волновало народ: рост цен на бензин, дальневосточный гектар, цены на авиаперелеты, ситуацию в Сирии и Донбассе, международную политику и многое другое.
Отдельной строкой я бы выделил тему получения гражданства для тех, кто относит себя к Русскому миру. Бесстрашная женщина, раненая в Сирии, получила его в прямом эфире. Как быть с остальными? Проблема эта давняя. У нас мигранты, не говорящие на русском языке, получают гражданство, а вот, к примеру, люди Донбасса остаются без паспортов. Два раза поднялась эта тема сегодня.
Путин справедливо акцентировал внимание на работе местных властей. Это сигнал, который подается не первый раз. У президента, возглавляющего такую страну, как Россия, хватает приоритетных задач. Он не должен разбираться с лягушками в домах. Но тут возникает проблема, о которой Путин говорит давно. Это поиск новых кадров. В частности, об этом говорили, когда поднялся вопрос о составе нового правительства. Действительно, есть ли у нас новые кадры? Для их поиска был организован конкурс "Лидеры России". Многие из его победителей уже интегрированы в различные властные структуры, но этого мало. Прав президент, когда говорит, что главная задача сегодня – реализовать потенциал каждого человека. Именно так. Ведь и богатство, и спасение России – в ее талантливых людях.
Но для того, чтобы они реализовались, необходимо "сбережение народа", а оно достигается прежде всего эффективной медициной и образованием. И с первым, и со вторым у нас есть проблемы (тут показателен звонок учителя, которому сначала повысили, а после – через три месяца – сократили зарплату). Реализоваться может не только свободный человек (это к вопросу о закрытии социальных сетей), но и защищенный тоже. Мы говорим о защищенности прежде всего внутренней. С внешней – относительный порядок. В частности, Путин вспомнил свое Послание к Федеральному собранию, во время которого он анонсировал новейшее уникальное оружие. Тогда кто-то воспринял его презентацию со скепсисом, однако сейчас наличие уникального оружия у России – данность, это снимает любые вопросы по агрессии извне. "Авангард" уже взят на вооружение, на подходе "Сармат".
Однако куда важнее – безопасность человека внутри страны, а она в конечном итоге упирается в фактор справедливости. Путин не говорил об этом напрямую, но дал понять, что этот запрос остается ключевым. И достойная медицина, и здравое образование – это на самом деле составляющие справедливого общества, а именно его мы должны строить в России.
Но для этого мало усилий одного президента. Потому главное Путин произнес в конце, заодно и поблагодарив людей, его поддерживающих. Эта мысль закреплена и в его предвыборной программе: речь идет о консолидации общества. Она должна быть добровольной, а не такой, как в 30-х годах прошлого века (о них президент вспомнил, так сказать, намекая). Консолидация сегодня – не пустое слово. Это ключевое понятие для того рывка, который обязана в ближайшем будущем сделать Россия. Очень русское видение ситуации президентом - когда на первый план выходит и личная, и коллективная ответственность. Без нее даже самые эффективные меры правительства будут бессильны.
России необходим рывок. Но совершить его получится только, если мы сможем сберечь настоящее. Это во-первых. А во-вторых, если не будем равнодушны к происходящему в стране, как неравнодушен, несмотря на все трудности, многодетный отец Дмитрий из Ивановской области. Он работает, воспитывает троих детей и любит Родину, пусть местные чиновники и мучают его бюрократическими проблемами с ипотекой. Это опять же очень русский подход отдельно взятого человека.
Так вот, на "Прямой линии" Владимир Путин обращался именно к таким людям. Он говорил о человеке и решал проблемы человека. Полагаю, что россияне это почувствовали. Установилась некая связь между ними и президентом. Собственно, одна из главных задач на ближайшее время – эту связь не разрушить. Достучавшись до небес, народу важно не потерять там свой голос. И пусть он будет слышен не только на "Прямой линии".