Экс-президент Украины Петр Порошенко дал своему преемнику Владимиру Зеленскому советы о том, как общаться с российским лидером Владимиром Путиным на встрече в "нормандском формате".
В статье для издания "Украинская правда" он пишет, что саммит станет серьезным испытанием для новых властей, поскольку беседы будут изнурительными, требующими "железных нервов и толстой кожи". Порошенко дал несколько ключевых советов, исходя из "соображений государственного толка".
Во-первых, считает бывший президент, следует вернуться к теме берлинской дорожной карты. По задумке коалиции в составе Украины, Германии и Франции, этот документ станет "формализованной, структурированной логично-обусловленной последовательностью шагов всех причастных сторон в сферах безопасности и политики".
Второй совет – настаивать на введении в зону конфликта миротворцев под контролем ООН. Без контингента в соответствии с моделью 2015 года нельзя будет говорить о создании условий для разминирования, охраны выборов, контроля над границей и других подобных пунктах.
В-третьих, пишет Порошенко, не следует поднимать в общем порядке саммита тему транзита и поставок газа, поскольку иначе Россия сформирует невыгодный для официального Киева пакет договоренностей – политические уступки в обмен на дешевый газ. "Еще ничего не обошлось для Украины так дорого, как дешевый российский газ", – отмечает автор.
Самый главный, четвертый, совет заключается в том, чтобы не доверять президенту России Владимиру Путину, который "ненавидит Украину и украинцев, не видит их места на политической карте Европы". Порошенко перечислил его "любимые фишки".
Фразу "как мы договаривались ранее" следует внимательно проверять, не верить на слово и сверять с реальными текстами договоренностей... Россия всегда стремится забыть о минских соглашениях 2014 года, поскольку там есть несколько болезненных для Москвы обязательств, в частности про вывод войск и передачу границы под контроль ОБСЕ.
Самым циничным российским аргументом Порошенко назвал "их там нет". Насчет оружия, считает он, Путин будет отвечать, что оно, возможно, и российское, но Москве не принадлежит.
"Хрупкий мир наступит только после того, как русские выведут своих военных, заберут технику и оружие обратно в свой "военторг", прекратят финансировать боевиков. А прочный мир, кстати, наступит лишь тогда, когда Украина вступит в НАТО", – заключил он.