Общество

Нововведения не помогут YouTube победить фейки о COVID-19

Нововведения не помогут YouTube победить фейки о COVID-19

На YouTube может появиться специальный раздел, в котором будут предоставлены видео на медицинскую тематику из достоверных источников. Например, при поиске информации о COVID-19 видеосервис в подавляющем большинстве будет предлагать пользователям ролики, созданные госучреждениями и проверенными медицинскими организациями, сообщает Scientific American. По мнению администрации YouTube, это решение должно стать первым шагом к достижению глобальной цели по превращению онлайн-платформы в источник надежных ответов на любые вопросы. Однако медики и эксперты по борьбе с фейками опасаются, что нововведение не учитывает сложности в работе алгоритмов онлайн-платформы и спорный характер самих медицинских сведений, распространяющихся YouTube.

Рекомендательные алгоритмы видеосервиса уже успели стать причиной распространения дезинформации в области здравоохранения и теорий заговора в целом. По мнению экспертов, вместо того, чтобы наладить работу рекомендательных сервисов, YouTube намерен ограничиться созданием специального раздела с проверенными видео.

"Изменения также не затрагивают роль YouTube в распространении дезинформации между другими социальными сетями, — говорит Джоан Донован, директор по исследованиям Центра Шоренштейн Гарвардской школы Кеннеди. — Например, многие пользователи получают доступ к дезинформации на YouTube через ссылки или видео, размещенные на страницах Facebook или Twitter".

В ходе тестирования новый раздел будет отображаться только для определенных пользователей и в определенное время. По словам представителя самого YouTube, планы видеоплатформы направлены не на устранение дезинформации как таковой, а на акцентирование внимания пользователей на надежности источников. Для этого ролики заслуживающих доверие авторов отображаются в специальном разделе в верхней части поисковой выдачи. Они также сопровождаются сообщениями, в которых кратко объясняется, почему видеосервис счел их достоверными. Однако, как отмечает Scientific American, на практике это может привести к конкуренции между влиятельными правительственными, исследовательскими и медицинскими учреждениями и организациями на втором по популярности сайте в мире. Американские эксперты также сомневаются, что решение YouTube приведет к тому, что пользователи будут получать более достоверную информацию.

"Я не уверен, что люди смотрят YouTube, чтобы узнать позицию ученых или авторитетных людей", — говорит Кори Баш, специалист по вопросам общественного здравоохранения из Университета Уильяма Патерсона. По ее словам, это нововведение не поможет устранить недоверие к официальной позиции, а также справиться с деструктивным контентом. Так, алгоритмы YouTube по-прежнему не могут распознать фейки и ролики с дезинформацией, которые часто занимают первые позиции в поисковой выдаче.

Проблема распространения фейковой информации остро стоит не только в США, но и в России. По данным мониторинга, которые были представлены Общественной палатой РФ в конце августа, в российском сегменте Интернета с начала 2021 года выявлено более 39 тыс. фейков. При этом, согласно данным российских общественников, YouTube занимает в России второе место среди социальных сетей по количеству деструктивного контента.