Статьи

"Новичок" от ГРУ: что не так с доказательствами Лондона по делу Скрипалей

"Новичок" от ГРУ: что не так с доказательствами Лондона по делу Скрипалей

Прокуратура Великобритании назвала имена россиян, подозреваемых в отравлении Сергея Скрипаля и его дочери. Появились их фотографии. Премьер-министр Тереза Мэй заявила, что за атаку ответственно ГРУ. Как и в прошлый раз, сотрудничать с Москвой Великобритания отказалась. Дмитрий Родионов – о том, зачем понадобилось вновь ворошить тему и что не так с английскими обвинениями на этот раз. 

Снова доказательств нет. Два каких-то непонятных гражданина, чьи настоящие имена мы даже не знаем. Британские следователи утверждают, что Александр Петров и Руслан Боширов – это вымышленные имена (в интернете уже шутят про "Петрова и Васечкина"). Но настоящие назвать отказываются, дескать, они не разглашаются до сбора необходимых доказательств.

Видимо, по мнению британцев, их российское гражданство автоматически означает причастность к российским спецслужбам. По версии Терезы Мэй, они имели цель "дать сигнал тем русским, которые живут за границей и которые были вовлечены в дела, связанные с российскими властями".

Единственное "доказательство" вины этих граждан в том, что якобы в номере гостиницы, где они останавливались, нашли следы нервно-паралитического вещества класса "Новичок". Неоспоримым "доказательством" стало фото того самого поддельного флакона для духов, в котором отравляющее вещество было ввезено в Великобританию.

Дальше сплошные несостыковки и "ляпы". 

1. На фотографиях, например, оба подозреваемых запечатлены в одном и том же месте в одно и то же время, но по отдельности. Секунда в секунду. 

2. Английские полицейские утверждают, что Петров и Боширов прибывают в Солсбери в 11:48, но через 10 минут камера ловит их у заправки на Уилтшир-стрит, идти до которой, согласно Google Maps, 17 минут, причем на видео очевидно, что оба мужчины шли спокойным шагом. 

3. Далее, по сообщению полиции, они прибыли на вокзал Ватерлоо в 08:05, но в Солсбери оказались спустя четыре часа, хотя в инете нетрудно найти расписание, которое ясно указывает: время в пути – полтора часа. Обратно они ехали почему-то три. Несмотря на обилие камер, ответа на этот вопрос у английской полиции нет. Впрочем, она и не особо им задается. 

4. Наконец, никого не смутило, что подозреваемые после отравления Скрипаля якобы выкинули флакон с остатками вещества в Элизабет Гарденс в Солсбери. И, несмотря на то, что полиция перевернула там все, никто его так и не нашел. Кроме Чарли Роули. Спустя четыре месяца. За это время любое отравляющее вещество должно было убить еще кучу народу, побывавшего в саду.

Напомню, в марте все тоже выглядело более чем странно, взять хотя бы тот факт, что у британских следователей неизвестно откуда взялись образцы вещества, которое вообще непонятно каким боком имело отношение к России, которая ничего подобного не производила со времен СССР. Впрочем, какие еще нужны доказательства?

На основании проведенного расследования правительство делает вывод, что двое граждан, имена которых назвали полиция и прокуратура, являются сотрудниками российской военной разведки ГРУ... Это не была просто преступная операция. Вероятнее всего, она была одобрена за пределами ГРУ, на высшем уровне российской власти.

Вероятнее всего… highly likely… Дежавю какое-то.

При том Лондон не намерен требовать от России их выдачи, потому что, согласно Конституции, Россия не выдает своих граждан. Ну, хоть это уяснили. А то 10 лет назад так возмущались, что Москва отказывается выдавать подозреваемого по делу Литвиненко. Да и кого требовать-то? Петрова и Боширова? Никакой информации о подозреваемых Лондон не предоставил, даже отпечатками пальцев поделиться с российскими следователями отказался. 

Лондону нужно совсем другое. Официально – чтобы Россия признала "вину" сама. И тут Мэй как бы выдает истинную цель нового витка провокации: она призывает страны Запада принять коллективные меры против ГРУ (читай - против Кремля), которое "представляет угрозу для наших союзников и граждан". Ну, и про санкции не забывает.

Мы намерены обратиться к нашим партнерам в ЕС и работать через Организацию по запрещению химического оружия... Надеемся, что государства, которые сдержанно подходили к санкциям против России, теперь получили исчерпывающие доказательства причастности России и будут действовать соответствующим образом.

Очевидная цель нового витка "дела Скрипалей" – вдохнуть в уже исчерпавшую себя тему новую жизнь и добиться новых антироссийских санкций.

Да, "дело" пошло по второму кругу и появляются основания полагать, что будут и третий, и пятый. Британии удалось добиться истерии вокруг "первого со времен Второй мировой применения химоружия в Европе", спровоцировать дипломатические выпады ряда европейских стран против России (высылка дипломатов) и, наконец, санкции – пока только со стороны США, но и этого более чем достаточно.

Возникает вопрос: почему это всплывает сейчас? Так долго искали "доказательства" в виде пары фотографий? Впрочем, стоит напомнить, что между двумя актами этой бездарной пьесы был еще один промежуточный – отравление в Эймсбери. 

Не верите британским следователям – послушайте ОЗХО. Там выяснили, что в Эймсбери применялся тот самый (какой - непонятно) "Новичок". Правда, как бы британцы ни пытались прикрыться авторитетом этой международной организации, это единственное, что им удалось из них "вытрясти". Желаемого подтверждения, что за этим стоит Россия или хотя бы того, что оба вещества были из одной партии, они не добились. Как и в прошлый раз, когда в ОЗХО не нашли ни одного свидетельства того, что вещество произведено в России. 

Но для начала вполне достаточно того, что Америка с ними. Американский посол в Лондоне Роберт Вуд Джонсон заявил, что "США и Великобритания занимают совместную твердую позицию о том, чтобы считать Россию ответственной за акты агрессии на британской земле". 

Это означает, что в будущем можно и новые санкции "продавить". Или не дать заболтать старые. Напомню, что вторая часть пакета, связанного с "делом Скрипаля", должна вступить в силу в конце ноября. После выборов в американский конгресс. Если Дональд Трамп на этих выборах упрочит свои позиции, до вступления в силу второй части может не дойти – ведь Трамп, почуяв свободу действий, сможет попытаться в самом деле начать диалог с Россией. Да, и еще ориентировочно на ноябрь планируется встреча Трампа с Путиным.

Именно для того, чтобы предотвратить негативный для противников Трампа сценарий, связать его по рукам и ногам "опасностью, исходящей от России", на сцене вновь появляется Скрипаль, который не должен позволить Трампу проявить гибкость (по версии его противников, мягкость) в отношениях с Путиным.

Еще хочу напомнить, что весной вскоре после обвинений России в применении химоружия была организована другая провокация – в Восточной Гуте, которую практически зачистила армия Асада. А следом был обстрел Сирии, в котором важную роль играла Британия.

Сегодня сирийская правительственная армия пока еще не зачистила Идлиб, но готовится к этому. И вновь появляется информация о готовящейся провокации с химоружием, которая развязала бы "западной коалиции" руки для нанесения ударов, омрачающих и осложняющих победу Дамаска и стоящей за ним Москвой. И заявление начальника Главного штаба ВС Франции как раз сегодня: 

Мы готовы нанести удары, если будет применено химическое оружие. Удары могут проводиться на национальном уровне, но в наших интересах сделать это с как можно большим количеством партнеров. 

И тут вновь всплывает фамилия Скрипаль. Казалось бы, зачем это Трампу, который давал понять, что его цель в Сирии сегодня – не демонтаж режима, а вытеснение Ирана. По задумкам противников американского президента, новая провокация должна эти компромиссы исключить.

А у Британии свой интерес в этом деле. На фоне осложнений, вызванных "Брекситом", Лондону очень важно было завысить свой вес как в атлантической, так и в европейской политике, попытаться выстроить какую-нибудь собственную схему, которая позволила бы впоследствии вовлекать в нее другие страны, диктовать им повестку дня. Противостояние России с "коллективным Западом" стало для этого отличной почвой.

Кроме того, Лондон, очевидно, имеет некоторую обиду на Европу, которую покидает с гордо поднятой головой, и хотел бы на прощание немного "подгадить" Германии и Франции, осложнив им попытки найти способ помириться с Россией.

Вопрос в том, найдет ли Европа в себе силы сказать атлантистам "хватит". Впрочем, многое зависит и от российской реакции на новые обвинения. Насмешки над танцами Мэй и оскорбления Джонсона, наверное, не лучшая защита от нападения.