5 июля на 82-м году жизни скончался легендарный оскароносный режиссёр Владимир Меньшов, создавший десятки любимых всей страной фильмов. Дмитрий Курганов вспоминает самую противоречивую и тем не менее не потерявшую актуальность комедию "Ширли-мырли".
Безусловно, для советского и российского кинематографа это огромная потеря. Ушёл человек-легенда, который получил широкое признание не только в стране, но и в мире. В 1981 году его картина "Москва слезам не верит" получила высшую награду в области кино — премию "Оскар" в номинации "Лучший зарубежный фильм". Фильм был также отмечен призами на кинофестивалях в Брюсселе и Хьюстоне. Потом была картина "Любовь и голуби", ставшая по-настоящему народной.
Не менее народная комедия
Фильмография у Меньшова как у режиссёра не очень богатая по количеству, в то время как в качестве актёра он принял участие в съёмках более чем 100 киноработ. Однако есть ещё один фильм, который некоторые кинокритики считают если не провалом Владимира Валентиновича, то как минимум неудачей. Речь о "Ширли-мырли" — комедии-фарсе, которую Меньшов не только снял, но ещё и стал соавтором сценария к ней.
У зрителей отношение к этому кинематографическому произведению середины 1990-х годов тоже противоречивое. Кто-то называет "Ширли-мырли" блестящим фарсом и яркой буффонадой, которую великолепно воплотили на экране лучшие актёры страны, другие — наглядным примером пошлости и бездарности. Но уже тот факт, что фильм практически никого не оставляет равнодушным, говорит о многом.
При этом возникает вопрос: как Меньшову удалось заманить в картину такое количество известных и талантливых актёров? От мэтров вроде Армена Джигарханяна, Ролана Быкова и Олега Табакова до Валерия Гаркалина и Игоря Угольникова. Только народных артистов СССР было задействовано восемь (!) человек: Инна Чурикова, Олег Ефремов, Нонна Мордюкова, Всеволод Санаев (многие ли из вас вообще вспомнят его роль в картине?), Евгений Весник и вышеупомянутые мэтры.
Как же так получилось? Дело в том, что в то время на "Мосфильме" больше ничего не снималось. Настолько голодное было время. Как для страны в целом, так и для кинематографа в частности. Зато даже на эпизодические роли, казалось бы, второстепенных персонажей можно было взять актёров и быть полностью спокойным за результат. Ведь даже у критиков фильма игра артистов вопросов не вызывает, разве что у самых въедливых.
В результате перед Меньшовым стояла задача весь этот актёрский букет интегрировать в картину так, чтобы каждый оказался на своём месте. Возможно, именно поэтому сам сценарий, как ни странно, Владимир Валентинович называл своей главной удачей. Комедия-фарс, идеальная возможность немного похулиганить. А что вы хотите, время было такое.
Кладовая гэгов и цитат
Зато фразы и целые миниатюры ушли в народ. Не это ли настоящее признание, зрительская любовь? Да, среди них есть и такие, которые при показе на ТВ в наши дни приходится запикивать. Кстати, некто, кто, по словам Суходрищева, в Химках деревянными членами торговал, на самом деле продавал не то, что сейчас можно увидеть на полках магазинов для взрослых. Персонаж Табакова имел в виду деревянные матрёшки, на которых были нарисованы известные члены коммунистической партии — Хрущёв, Брежнев и так далее. Скабрезно? Возможно, но ведь и персонаж такой, завсегдатай отделения милиции.
Интересно, что лет десять после выхода фильма отдельные актёры отзывались о нём не слишком хорошо. Например, Инна Чурикова (приёмная мать Василия Кроликова) после монтажа осталась недовольна своим персонажем. Но потом признавалась: пересматривая "Ширли-мырли", понимала, что "играет в нём всё лучше и лучше". Её "Прости меня, Васенька, дуру грешную" — фраза сама по себе неоригинальная. Однако она ушла в народ именно в таком виде, с такой же подачей, интонацией, даже именем.
Смысл фильма
Перечислять десятки ставших крылатыми фраз мы не будем, тем более что поклонники фильма давно сделали такие подборки — в интернете их полно. Лучше поговорим о том, чего, судя по комментариям в Сети, многие зрители не поняли, — о чём на самом деле "Ширли-мырли".
"Вместе с тем 90-е годы для меня как для художника были насыщенными и интересными. А всё потому, что это десятилетие мы жили без цензуры. Настолько свободным я не чувствовал себя никогда. Как раз в эти годы снял фильм "Ширли-Мырли". И совершенно точно скажу, в другое время я бы не смог этого сделать", — поделился однажды Владимир Меньшов. Кстати, по его же словам, когда снимали "Любовь и голуби", съёмочный процесс "наверху" отслеживали все, кто только мог, вплоть до министра культуры. Ну и от создания какого фильма, как вы думаете, режиссёр получал больше удовольствия?
Меньшов неоднократно подчёркивал, что хотел отразить в "Ширли-мырли" дух тех лет — только развалился Советский Союз, начался совсем другой период жизни. Резкие перемены произошли у подавляющего большинства людей. Высокие волны 90-х кого-то выносили наверх, так сказать, на гребне успеха, а кого-то топили в бурлящей пене суровой действительности. Такие, как Кроликов или Козюльский, "сотоварищи" — это наглядный срез того времени.
Начало и середина 90-х, да и вообще всё десятилетие, то, как жила Россия, — разве это не было фарсом? Поэтому разбираемый нами фильм Владимира Меньшова — точное попадание в реальность, а точнее, в её гиперболизированную абсурдность. Многие зрители признаются, что поняли (как им кажется) фильм далеко не с первого раза. Ведь при всей комедийности картины в ней поднимаются и весьма серьёзные вопросы, национальный и подражание Америке — это из тех, что на поверхности. Все люди — братья, а на кажущееся превосходство США русский народ отвечает патриотизмом.
Интересные факты о "Ширли-мырли"
Все опасные трюки в картине Игорь Угольников выполнял без каскадёров — вылезал на капот машины на опасном повороте, а во время погони за Кроликовым висел на крыше движущегося трамвая вниз головой. Для страховки его привязали автомобильными тросами.
Валерий Гаркалин сыграл сразу нескольких близнецов, на этом часто заостряют внимание. Но ведь и жена Владимира Меньшова Вера Алентова сыграла несколько ролей. Её любимая — американка Кэрол Абзац, которая по сюжету выходит за дирижёра Иннокентия Шниперсона. На съёмках она несколько дней провела в свадебном платье и была от этого в восторге. Всё дело в том, что её собственная свадьба с Меньшовым была скромной и без пышных нарядов.
В квартире Иннокентия Шниперсона можно увидеть "бронзовую лошадь". Копия работы французского скульптора Эмиля Луи Пико "Персей и Пегас" успела засветиться в таких фильмах, как "Мой ласковый и нежный зверь", "Бриллиантовая рука", "Семнадцать мгновений весны", а самая известная её роль была, конечно же, в "Служебном романе".
На главную роль рассматривались Никита Михалков и Александр Абдулов, а также Игорь Угольников, которому в итоге ему достался Жан-Поль Пискунов.
Для съёмок сцены в консерватории Меньшову нужны были танцоры, которые смогли бы исполнить степ. Он никак не мог найти подходящих. Тогда дочь Юлия посоветовала отцу своих однокурсников — Ирину Апексимову и Валерия Николаева. Они воспитывали новорождённую малышку Дарью и очень нуждались в средствах.