Общество

В Общественной палате обсудили, как воздействовать на иностранные онлайн-платформы

В Общественной палате обсудили, как воздействовать на иностранные онлайн-платформы

В ходе проходившего в Общественной палате круглого стола "Нештрафные санкции 2.0": как убедить иностранные онлайн-платформы соблюдать законы России?» эксперты обсудили, как на сегодняшний день регулятор может и должен воздействовать на иностранные онлайн-платформы, нарушающие российские законы, какие из доступных инструментов воздействия эффективны, а также куда мигрировать российским пользователям с зарубежных сервисов.

Чаще всего в практике российского регулирования применяются относительно мягкие меры – денежные штрафы, которые, по мнению экспертов, на зарубежных ИТ-гигантов особого воздействия не оказывают. 

"На мой взгляд, на сегодняшний день все законодательство, которое позволяет так или иначе и блокировать сайты, содержащие недостоверную информацию, и применять штрафные санкции к тем, кто нарушает действующие правила, - выстроено. С другой стороны, на практике не очень активно получается это законодательство применять <…> Оно выстроено для взаимодействия в нормальных условиях, когда контрагент слышит, понимает, принимает условия этого законодательства. Но когда идет откровенное игнорирование всех норм и правил, установленных в РФ, я имею в виду сейчас поведение крупных ИТ-платформ… Здесь какие-то легитимные доводы не принимаются в расчет", - отметила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

По словам директора Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, только от YouTube Роскомнадзор потребовал удалить более 10 тысяч публикаций экстремистского характера с призывами к противоправным действиям в отношении граждан и военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации. 

"Мы оказались в очень сложной ситуации. С одной стороны, конечно, пользователи теряют возможность доступа к этим площадкам, с другой стороны, государство обязано обеспечивать защиту прав пользователей, защиту вообще жизни и здоровья наших граждан, когда речь идет уже о таких опасных видах контента. Поэтому необходимы иные меры, технологические меры в отношении этих платформ, включая такие как замедление трафика этих платформ или иные меры ограничительного характера", - подчеркнула Мизулина. 

До блокировки регулятор пытается применять и другие меры – например, замедление трафика. В прошлом году оно позволило добиться от Twitter удаления противоправных материалов с платформы. Эксперты отмечают, что полное ограничение доступа к иностранным сервисам – это самая нежеланная и крайняя мера, к которой регулятор прибегает, только если другие не срабатывают.

«Наша цель - создать такую модель, при которой действительно выполнялось российское законодательство в полном объеме, чтобы была соблюдена объективность подачи информации, - отметил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов.

При этом, даже если блокировка сервисов все-таки осуществляется, российским пользователям есть  куда мигрировать. В России уже давно и успешно работают собственные площадки, куда можно перенести и контент, и взаимодействия, и бизнес. 

"Сегодня российские площадки очень активно растут. И мы видим очень активный прирост всех площадок, начиная от RuTube, "ВКонтакте", "ОК". Поэтому Россия в общем и целом готова к любому развитию событий. Понятно, что никто не понимает, что будет с американскими сервисами, но ждать того, что что-то нормализуется, это как минимум странно. Нужно уже действовать. И мы видим, что блогеры активно приходят на новые площадки со своими аудиториями, на российские площадки. И мы надеемся, что российские площадки дальше будут расти, они в полной степени могут заменить любые американские", - рассказал директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.