На фоне сообщений об эпидемии коронавируса 2019-nCoV многим показалось, что происходит что-то из ряда вон — мир попал в небывалую чрезвычайную ситуацию. Да, новый вирус пока не изучен, но человечество не в первый раз сталкивается с подобным явлением. В сознании людей словно образовался огромный пробел — они не помнят даже борьбу с эпидемиями в советские годы. Между тем менее чем за 100 лет Советская Россия и СССР столкнулись и с чумой, и с холерой, и с сибирской язвой. Как справлялись со смертоносными вспышками инфекций, рассказывает Максим Фишер.
Эпидемия испанки
Ключевые симптомы: сильный кашель, снижение давления, слабость, тошнота.
Летальность: до 20%.
Развитие: крайне быстрое, за несколько часов или дней.
В 1910-х, на фоне Первой мировой войны, человечество пострадало от эпидемии чудовищных масштабов: печально известный испанский грипп, или просто испанка, охватил почти всю планету. Число зараженных достигало 30% от общего населения Земли. Пика распространения вирус достиг к 1918-1919 годам.
Несмотря на Гражданскую войну, разруху и нищету, которые способствовали распространению вируса, Советская Россия мало пострадала от него. При средней летальности в пределах 20% в стране скончались 0,3% населения. Для сравнения, в Замбии жертвой вируса стал каждый пятый гражданин.
Испанка оставила необычный след в сознании наших людей. В первые годы советской власти по стране распространились ячейки "Союза упрощения приветствий". Их лозунгом была фраза: "Долой рукопожатие". Таким образом медики рассчитывали сократить число случаев контактной передачи вируса. Какой именно эффект оказала эта мера, сейчас говорить уже сложно, однако больше случаев массовых заболеваний испанкой в Советском Союзе не фиксировали.
Чума
Ключевые симптомы: резкий рост температуры, головная боль, воспаление лимфатических узлов.
Летальность: 60% – у бубонной формы, 100% – у легочной формы при отсутствии лечения.
Развитие: симптомы обнаруживаются в первые несколько суток после заражения, далее все зависит от иммунитета.
Так же, как и холера, чума считалась заболеванием, оставшимся в средних веках и навсегда побежденным человеком. Но оказалось, что победу праздновать рано. В 1921 году чума вновь напомнила о себе в Приморском крае. Опаснейшая легочная форма этой болезни пришла на Дальний Восток из Китая и положила начало периодическим вспышкам на всей территории СССР. С ней боролись, но полностью ликвидировать ее было сложно — зараза имела природные очаги, которые находились в регионах Средней Азии, Казахстана и Закавказья. Плохая гигиена, блохи, поедание плохо прожаренного мяса грызунов — все это способствовало распространению заболевания.
Данные о чуме тщательно скрывались, но после распада Союза статистика оказалась в открытом доступе: с 1920 по 1989 годы заболели 3639 человек, умерли из них 2060. Болезнь регистрировали в Казахстане, Туркмении, Калмыкии, Приэльбрусье, Дагестане, по всей Средней Азии и в Прикаспийской зоне. В 1939 году чума не обошла своим вниманием даже Москву. Если бы не самоотверженная работа медиков, за эти годы счет смертям мог бы пойти на десятки тысяч, а заболевшим — на сотни тысяч. Однако все сложилось наилучшим образом: открытие новых препаратов против инфекции и создание сети противочумных учреждений положило конец крупным вспышкам этого страшного заболевания.
Черная оспа
Ключевые симптомы: повышение температуры тела, сильная ломота в мышцах, признаки отравления, характерная геморрагическая сыпь, оставляющая затем рубцы.
Летальность: по разным источникам от 20% до 90%.
Развитие: инкубационный период составляет до двух недель. Впоследствии у человека меняется состав крови, появляются многочисленные осложнения. Если была заранее поставлена прививка, болезнь переносится сравнительно легко, с минимальным шансом летального исхода.
Зимой 1959-1960 в Москве произошла вспышка черной оспы, которая едва не переросла в эпидемию. "Нулевым пациентом" в этой истории стал довольно известный художник-плакатист Алексей Кокорекин.
В конце 1959 года, очарованный восточной культурой, Алексей поехал в далекую Индию и во время своего путешествия в одной из провинций стал свидетелем церемонии сожжения умершего от оспы брахмана. Не подозревая об опасности, художник прикасался к вещам зараженного и без опаски протягивал руку над погребальным костром. Возвратившись домой, он посетил сначала любовницу, потом жену, после чего почувствовал себя плохо и угодил в инфекционное отделение больницы имени Боткина. К сожалению, медики оказались бессильны — к утру пациент скончался, а вирус оспы оказался выпущен на свободу.
Оспа — это весьма заразное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Так как правильный диагноз Кокорекину был поставлен только посмертно, болезнь успела передаться еще нескольким людям прямо в больнице. Например, был заражен больничный истопник — он просто проходил мимо палаты и вдохнул воздух с частичками вируса. Юноша, лежавший этажом ниже, подхватил оспу через больничную вентиляцию. Также заболели некоторые посетители комиссионных магазинов, куда жена и любовница художника принесли ткани, привезенные им из Индии.
Чтобы предотвратить надвигающуюся эпидемию, ткани изъяли и сожгли. Всех, кто хоть как-то контактировал с Кокорекиным, вычислили и отправили в карантин, а по всей Москве объявили обязательное вакцинирование от оспы. К сожалению, поспешность в вакцинировании тоже сыграла плохую роль — сыворотка оказалась загрязнена, и у многих людей проявились осложнения после прививки. Однако это было маленькой неприятностью по сравнению с возможной эпидемией жуткого заболевания.
Вовремя принятые меры помогли предотвратить катастрофу: от болезни умерло всего 3 человека, а после 1960 года случаев нового заболевания натуральной оспой в России не регистрировалось.
Угроза из Китая
Ключевые симптомы: неожиданная боль в голове, лихорадка, непроизвольное сгибание ног, чувствительность к свету.
Летальность: до 30% ранее, менее 10% в наши дни.
Развитие: от нескольких часов до нескольких дней.
В 1960-е годы в Советский Союз проникла инфекция из Китая, которая была, пожалуй, опаснее "разрекламированного" 2019-nCoV. Речь идет об одной из форм менингококка, который вызывал тяжелое поражение мозга. Ни у кого из жителей не было к нему иммунитета. Ситуация осложнялась тем, что перед этим подобная бактерия приходила в страну более чем 20 лет назад, затем заболеваемость сама пошла на спад, и о менингите на долгое время забыли.
Проанализировать образцы бактерии и установить причины эпидемии удалось спустя 30 лет. Оказалось, что в Китае сформировалась новая форма менингококков, практически неуязвимая для иммунитета жителей СССР. Волна заболеваний затронула даже азиатский Вьетнам — именно его граждане и "завезли" бактерию в Союз. Борьба с эпидемией заняла три-четыре года и требовала экстраординарных усилий — больных выявляли в том числе на поездах и изолировали. Только в Москве общее число зарегистрированных случаев заболевания превышало норму в 2 раза.
Впоследствии этот же вид менингита снова "вспыхнул" в ряде российских городов в 1996 году. На этот раз отечественная медицина оказалась лучше подготовлена к угрозе и очаги инфекции быстро локализовали. В настоящий момент этот особый штамм уже не так опасен — существуют специализированные вакцины от него.
Вспышка сибирской язвы
Ключевые симптомы: гриппоподобные, с тяжелыми последствиями. На коже появляются фурункулоподобные черные поражения, воспаляются лимфатические узлы, желудочно-кишечная система может сигнализировать о признаках сильного отравления.
Летальность: до 90% в прошлом, около 30-50% с современными методами лечения (в зависимости от формы).
Развитие: первая стадия обманчиво напоминает обыкновенный грипп до тех пор, пока не доходит до критического поражения органов. На второй стадии излечение уже практически невозможно — температура тела критически растет, появляются осложнения.
Эта болезнь, известная сейчас большинству по историям о "почтовых" террористах (распространяют конверты с порами сибирской язвы), не была выведена искусственно — ее открыли еще в середине XIX века. Возбудителем служит крупная грамположительная палочка. Ее опасность не только в тяжелых последствиях заражения, но и в удивительной стойкости к плохим внешним условиям и способности активно размножаться. К примеру, чтобы добиться гибели спор сибирской язвы, предмет с ними придется кипятить почти час при температуре 110 градусов.
В 1979 году сибирская язва вспыхнула в Свердловске. По странному совпадению неподалеку располагался военный городок, где советские власти разрабатывали биологическое оружие. Характерно, что за 7 лет до этого Москва присоединилась к конвенции о запрете подобных технологий, поэтому официальной версией стал другой вариант: бактерия якобы распространилась из зараженного мяса.
Поскольку СССР не желал и не мог признать, что нарушал международные конвенции, расследовать инцидент пришлось самим ученым. Советский биолог Канатжан Алибеков, посвятивший много лет созданию запрещенного оружия, рассказал, как получилось, что вирус "сбежал" из лаборатории. Причиной стала банальная халатность. Один из сотрудников не сообщил коллегам надлежащим образом о том, что снял фильтр в лаборатории. За эту ошибку пришлось заплатить почти сотней жизней, при этом виновный так и не был привлечен к ответственности.
Холера
Ключевые симптомы: огромные потери жидкости, общие признаки отравления, мышечные судороги.
Летальность: низкая при своевременном начале лечения.
Развитие: занимает до пяти дней, имеет стремительный характер.
В 1970-х годах в СССР, в Каспийском регионе, внезапно пробудилось смертельно опасное заболевание "холера". Многие полагали, что это уже пережиток прошлого, но самоуверенность сыграла с ними злую шутку — за одно лишь лето в Астрахани заболело 1270 человек, а свыше тысячи человек оказались носителями этой заразы. По одной версии, болезнь пришла на территорию СССР из Ирана, по другой — имела внутренний источник и проникла в организм человека из водоема.
Холера довольно быстро распространялась. Начав свое шествие с юга СССР, с курортных территорий, вскоре она уже обнаружилась у людей в Москве, Ленинграде и в более чем 20 городах страны. Медики забили тревогу, больных старались полностью изолировать вместе с теми людьми, с которыми они тесно общались, а в прессе запретили любые упоминания о вспышке. Вся Керчь после выявления заболевания была закрыта на карантин вместе со всем населением, въезд и выезд в город были под запретом. Привлекли даже военнослужащих — они помогали принудительно госпитализировать людей с подозрением на холеру.
Под карантином также оказались Астрахань и Одесса. Снят он был лишь в сентябре 1970 года. Эта вспышка холеры не получила широкого резонанса из-за низкой смертности — всего 1% от общего количества заболевших. Однако вплоть до 1981 года в астраханском регионе ежегодно продолжали регистрировать 1-2 случая холеры, что свидетельствовало об удивительной "живучести" бактерий.
***
Как видно, нашумевший китайский коронавирус — не первая и явно не последняя серьезная эпидемия в истории человечества. За несколько месяцев число погибших от него превысило 500 человек (по официальным данным), что уже позволяет ему встать в один ряд с некоторыми из упомянутых вспышек. Тем не менее не стоит на месте и наука. Нет никаких сомнений в том, что болезнь вскоре будет побеждена. И, может быть, спустя много лет, как это было со вспышкой сибирской язвы, кто-нибудь из китайских исследователей прольет свет на истинные причины этой эпидемии.