Дональд Трамп избежал импичмента — контролируемый республиканцами Сенат отклонил обвинения против президента. Теперь, очевидно, у Трампа будет преимущество в избирательной кампании. Предвыборный сезон в США вообще стартовал очень живо и сумбурно. Началось все с провала кокусов в Айове, первом штате на партийных праймериз, затем последовало жесткое обращение Дональда Трампа к нации и Конгрессу. Все это вместе с финалом по импичменту добавило американской политике драматичности. Малек Дудаков расскажет, почему происходящее в США похоже на голливудский блокбастер.
Провал демократов в Айове
По традиции американских выборов календарь праймериз начался с Айовы — небольшого сельскохозяйственного штата на Среднем Западе США. Он уже 50 лет дает старт активной части предвыборной гонки. В Айове выборы проходят сложным образом: их фирменные "кокусы" представляют из себя своеобразный вариант средневекового вече.
В каждом муниципалитете штата участники праймериз собираются в специально выбранном помещении и начинают агитировать за своих кандидатов. По ходу споров и дружественных переругиваний организуются несколько раундов голосования, в ходе которых в итоге выбирается самый популярный кандидат в данном конкретном районе Айовы.
Такую избирательную систему уже давно критикуют за несовершенство и архаичность — это больше дань традиции, чем эффективный выбор. Но в этот раз она еще и дала масштабнейший сбой. На своих праймериз Демократическая партия развернула новую мобильную систему подсчета голосов. И в самый ответственный момент она просто сломалась. Данные не загружались в облачную базу, а установленные у секретарей отдельных кокусов мобильные приложения зависали.
В итоге подсчет голосов был приостановлен на сутки, что дало повод каждому из кандидатов-демократов объявить о собственной победе. Берни Сандерс заверял своих сторонников в том, что это он выиграл в Айове, то же самое говорили Пит Буттиджич и Элизабет Уоррен. Лишь спустя день сотрудники Демпартии Айовы начали медленно сообщать о предварительных результатах. По их данным, на кокусах лидирует Буттиджич, но он получает равное число делегатов с Сандерсом.
Такая долгая пауза, а затем неожиданный исход голосования породили сомнения в честности тех, чья компетентность уже давно стояла под вопросом, — руководства демократов Айовы. Ведь по всем опросам в штате лидировал именно Сандерс, и его собственный подсчет голосов также указывал на победу 78-летнего сенатора от Вермонта. А тут внезапно на первое место пролез Буттиджич — виртуальный кандидат из телевизора, который не может похвастаться ни большой базой сторонников, ни сильной полевой работой.
Зато Буттиджич заранее сделал очень разумную инвестицию. Стало известно, что его кампания финансировала IT-фирму под названием Shadow, которая и создавала облачную базу данных для кокусов Айовы. Теперь же он стал главным бенефициаром от ее внезапной поломки. Сторонники Сандерса вовсю негодуют: они уверены в том, что партийное руководство в сговоре со штабом Буттиджича и украло у них победу.
Впрочем, вряд ли такой нелегитимный успех позволит Буттиджичу как-то дальше продвинуться по ходу праймериз. Ведь в следующем штате на голосовании — Нью-Гэмпшире — его позиции ощутимо слабее, там на первом месте находится Сандерс. Похожая ситуация обстоит в Неваде и Южной Каролине, которые голосуют следом. Так что исход кокусов Айовы лишь обнажил глубокий конфликт внутри Демпартии и немного "подрезал крылья" быстро набравшему популярность Сандерсу.
На этом фоне состоялись спокойные и немного скучные республиканские кокусы, они прошли в тот же день. На них особой интриги не было: Дональд Трамп получил 97% голосов сторонников Республиканской партии. Ему же удалось неплохо повысить явку и активность участников кокусов. Трамп успел вдоволь позлорадствовать над демократами: они по глупости или сговору не могут даже нормально провести голосование в одном штате, а претендуют на власть во всей Америке.
Обращение к нации
Для американского президента старт избирательного сезона начался идеально. Его конкуренты застряли в Айове, пытаясь разобраться с голосованием. Рейтинги Трампа выросли до исторических высот за все три года президентства (48-51%). И сразу после первых кокусов ему довелось обратиться с ежегодным посланием к нации и Конгрессу.
В этом году выступление Трампа стало, пожалуй, самым жестким за всю историю. Он долго и упорно критиковал социализм, который разрушает душу любой нации, и провозгласил, что социализм никогда не победит в Америке.
Трамп пригласил на свое послание Хуана Гуайдо, самопровозглашенного лидера Венесуэлы, и сказал, что в случае победы демократов США окажутся в той же экономической катастрофе, что и эта латиноамериканская страна.
Глава Белого дома не преминул похвалиться собственными экономическими достижениями: самой низкой безработицей за 50 лет и созданием 7 миллионов новых рабочих мест за 3 последних года, борьбой с нелегальной миграцией и терроризмом. В толпе гостей было много простых американцев, которые в эпоху Трампа смогли найти достойную работу и вырваться из бедности. Демократы с кислым видом наблюдали за происходящим, а спикер Нэнси Пелоси, обидевшаяся, что Трамп не стал жать ее руку, с досадой разорвала копию текста его выступления.
Сразу после речи Трампа сенаторы отправились совещаться в последний день суда по импичменту в Конгрессе. Суммарно этот политический процесс занял примерно три недели. На Капитолийском холме успели выступить и "менеджеры импичмента" в лице конгрессменов-демократов, которые как бы представляли сторону обвинения, и юристы Трампа, защищающие его точку зрения.
Республиканцы в Сенате решили не затягивать судебный процесс и отказаться от приглашения свидетелей. Демократы обвиняли их в сокрытии "преступлений" Трампа, но сделать ничего не могли — они в верхней палате в меньшинстве. Впрочем, кого-то из свидетелей в Сенат все же могут вызвать, но уже постфактум, после оглашения "политического приговора" Трампу.
Поздним вечером в среду сенаторы наконец-таки приступили к голосованию. Все законодатели-республиканцы, кроме Митта Ромни, поддержали отклонение обеих статей импичмента Трампа — о "злоупотреблении властью" и "препятствовании работе Конгресса". Ромни после долгих раздумий все же проголосовал за первую статью импичмента. А вот все демократы, включая самых умеренных по взглядам сенаторов, соблюли партийную дисциплину и выступили за отстранение Трампа от власти.
Так завершился, наверное, самый странный импичмент в американской истории. Первый, объявленный не за явное нарушение закона, а просто потому, что политика президента так сильно не нравится оппозиционной партии — демократам. Теперь они делают вид, что импичмент им совсем не интересен, и стараются полностью сконцентрироваться на президентской гонке. А Трамп, у которого рейтинги за время истерики с импичментом только подросли, готов назвать его одной из причин, почему избирателям нужно обязательно голосовать против всех демократов в Конгрессе, а не только против его конкурентов в президентской кампании.