Политика

Wall Street Journal: в Европе, колыбели христианства, торгуют церквями

Wall Street Journal: в Европе, колыбели христианства, торгуют церквями

Прихожане массово перестали посещать христианские церкви в Западной Европе - констатирует издание Wall Street Journal в публикации “Церковь на продажу”. Заброшенные и разрушающиеся храмы пытаются сбыть тем, кто хочет устроить там спортивные залы или другие приносящие прибыль заведения. Процесс охватил множество стран - от Великобритании до Германии.

“Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет римско-католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов.

Но больше всего эта печальная тенденция заметна в Нидерландах. По оценкам высшего духовенства страны, в течение ближайших 10 лет перестанут действовать две трети из 1600 приходов, и, скорее всего, за четыре ближайших года в Голландии будут закрыты 700 протестантских церквей”, - пишет Wall Street Journal.

Так, в нидерландском Арнхеме храм Святого Иосифа, некогда собиравший до тысячи прихожан, ныне используется как каток для скейтбордистов. В британском Бристоле Собор Святого Павла превращен в школу для артистов цирка - их привлекли высокие потолки, позволившие установить трапеции и другое оборудование. В шотландском Эдинбурге лютеранскую церковь переделали в бар, где в полночь с потолка спускается ростовая фигура Франкенштейна.

“Заброшенные церкви в настоящее время представляют собой довольно серьезную проблему, которой должны заняться и государственные органы. Правительство Нидерландов совместно с религиозными и общественными организациями разработало государственную программу по сохранению таких зданий. Голландская провинция Фрисландия, на территории которой из 729 имеющихся церквей 250 были закрыты или переоборудованы, формирует команду “Delta team” для решения этой проблемы.

Когда Пауль Клемент, настоятель монастыря августинского ордена Нидерландов, принял монашество в 1958 году, в монастыре было 380 братьев, а теперь их количество сократилось до 39. Самому молодому монаху сейчас 70 лет, и отец Клемент, которому самому уже 74, собирается продать монастырскую церковь”, - констатирует американское издание.

В самих США проблем, подобных европейским, пока что нет. Наоборот, в промежутке между 2000 и 2010 годами открылось около 5 тысяч новых церквей. Однако стоит понимать, что американские “новоделы” не идут ни в какое сравнение со старинными европейскими храмами.

Явление коснулось лишь христианских конфессий, в других же количество прихожан либо осталось стабильным, либо возросло.

“Ортодоксальный иудаизм, преобладающий в Европе, почти не ощутил на себе никаких изменений. А что касается ислама, то он даже укрепил свои позиции за счет притока иммигрантов из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока.

По данным вашингтонского Исследовательского центра Pew, в 2010 году количество мусульман от общей численности населения Европы выросло приблизительно до 6 % по сравнению с 4,1 % в 1990 году. А к 2030 году оно может достичь 8%, что составит 58 миллионов человек”, - приводит статистическую информацию Wall Street Journal.

“Мы против некоторых вещей - чтобы здесь устраивали казино или притон, или что-то еще в этом роде, но теперь, когда в нашем понимании это уже не церковь, это здание можно использовать для любых целей”, - говорит пастор прихода Святого Евсевия отец Ханс Паув, пытающийся продать храм Святого Иосифа в нидерландском Арнхеме. На вопрос о лике Христа, к которому прикреплен скейт, украшающий интерьер, он отвечает, что “видит в этом элемент юмора”.

“Есть ли смысл продолжать все это, если никто не помогает. У людей есть здание, имеющее историческую ценность, культурную ценность, и все это принадлежит католической церкви. Но поклонников, прихожан больше не осталось”, - резюмирует активист из Арнхема Коллин Верстииг, тот самый, который устроил в опустевшем христианском храме каток.

Его слова звучат как приговор Европе, долгие века бывшей оплотом христианства. Неудивительно, что некоторые европейцы, побывав в России, или вступив в брак с россиянками, переходят в Православие, ведь в сравнении с лютеранскими или англиканскими храмами православные церкви полны прихожан.