Министерство транспорта возвращается к обсуждению идеи введения дополнительного сбора с авиапассажиров при приобретении билетов. Инициатива обсуждается с 2021 года. Она связана с созданием "резервного фонда поддержки пассажиров" в случае банкротства авиакомпаний, пишет "Коммерсантъ".
В июне ведомство уведомило авиакомпании о своем намерении разработать инициативу "Ростеха" по созданию "национальной системы взаиморасчетов в воздушном транспорте" на основе единого оператора - АО "Авиагарант". Предполагается, что "регулируемый сбор, взимаемый при приобретении авиабилета", станет источником гарантийных резервов.
Вице-президент Транспортно-клиринговой палаты (ТКП) Алексей Шубенков, возглавляющий зарегистрированную летом 2021 года компанию "Авиагарант", отказался комментировать эту информацию. Компания "Авиагарант" входит в состав "Международных процессинговых систем", 75% которых принадлежит разработчику системы бронирования "Леонардо" - компании "Сирена-Трэвел", а еще 25% — главе "Сирены" и члену совета директоров ТКП Михаилу Баскакову.
Представители компании "Ростех" подтвердили информацию о текущих обсуждениях нововведения, однако отметили, что "преждевременно делать комментарии до принятия конкретных решений". В одной из ведущих авиакомпаний указали, что уже существует система взаиморасчетов - Система взаиморасчетов воздушного транспорта (СВВТ), управляемая Транспортно-клиринговой палатой (ТКП), сбор в которой составляет 185 рублей. По их мнению, инициатива "Ростеха" связана с введением дополнительного сбора при оформлении перевозки для создания резерва, который гарантирует возврат денег пассажирам. Однако ТКП уже обеспечивает такие гарантии, и дополнительный сбор приведет к увеличению стоимости перевозки для пассажиров.
В некоторых компаниях есть опасения относительно дублирования платежей между ТКП и "Авиагарантом" и неясности в распределении функций между этими двумя структурами. Источники, близкие к "Ростеху" и Министерству транспорта, утверждают, что дублирование исключено. Пока что размер сбора не утвержден и вопрос обсуждается с участием авиакомпаний. В одной из компаний полагают, что сбор составит не менее 150-200 рублей с пассажира. Другой источник уточнил, что обсуждается возможность взимания 300 рублей с пассажира для внесения в фонд.
Тем временем рейсы второго отечественного авиаперевозчика – Red Wings – в Грузию пока так и не запущены, хотя заявка была подана практически одновременно с заявкой "Азимута". Авиакомпания ждет отмашки от Министерства транспорта РФ, в этой связи полеты перенесены на неопределенный срок.