Журналисты, политологи и общественники оценили опыт борьбы с пандемией, полученный за год российскими и иностранными специалистами.
Главный редактор РИА "Кабардино-Балкария" Хасан Конаков отметил, что в западных странах граждане из-за коронавирусных ограничений часто выходят на протесты, причем "по любым незначительным вопросам", что приводит к столкновениям с полицией и росту заболеваемости.
В России каждый регион боролся с коронавирусом точечными ударами, но применяя в лечении инфицированных передовой опыт московских врачей. Все эти меры, естественно, способствовали повышению квалификации местных врачей, и самое главное — создать в стране нормальную рабочую обстановку по борьбе с пандемией.
Председатель молодежного парламента Кузбасса Галина Фаминцева указала на жесткую политику западных демократий в период пандемии: "Свободные граждане закрыты в своих домах, "мягкие" и "пушистые" правительства европейских государств идут на жесткие меры в отношении своих же жителей". При этом Фаминцева напомнила, что образ жизни в странах, где сейчас действуют жесткие ограничения, обычно ставят в противовес российскому.
Директор АНО "Институт гуманитарных исследований и социальных технологий" Батыр Джанкезов считает, что пандемия позволила по-новому взглянуть на привычные государственные и общественные институты. "Стало очевидным, что лучше всего с бедой справляются государства с высоким уровнем социальной солидарности и общегосударственной идентичностью, несмотря на постоянно муссируемые вопросы о расколе в российском обществе", — заявил эксперт.
Общественный представитель АСИ по направлению "Образование и кадры" в Рязанской области Светлана Трыканова обратила внимание на слаженность действий федерального центра и регионов при принятии решений об ограничительных мерах в связи с пандемией, тогда как страны ЕС, наоборот, продемонстрировали разобщенность в этом вопросе.
Европейская интеграция в рамках ЕС фактически не отобразила в своей повестке рассмотрение вопросов о принятии конструктивных мер в борьбе с COVID-19. Лиссабонская система принятия решений в рамках ЕС продемонстрировала кризис в условиях пандемии: государства — члены ЕС не реализовали организационно-правовые ресурсы принципа субсидиарности на территории общих геополитических и правовых границ.