Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод предложил дополнить статью Уголовного Кодекса РФ о реабилитации нацизма нормой об ответственности непосредственно за отрицание Холокоста. Об этом он сообщил в беседе с "Интерфаксом", комментируя прекращение за давностью дела в отношении бывшего профессора РАНХиГС Владимира Матвеева.
Брод указал на "сбои" в правоприменительной практике статьи о "Реабилитации нацизма", когда дело касается темы Холокоста.
"Данную статью нужно дополнить строкой об ответственности именно за отрицание Холокоста. Подобные нормы есть в законодательстве Австрии, Венгрии, Бельгии, Германии, Греции".
Сам Брод готов участвовать в подготовке соответствующей правки вместе с сотрудниками научно-просветительского центра "Холокост". В случае дела Матвеева государственное обвинение и суд проявили пассивность, которая может привести к возникновению чувства безнаказанности у отрицателей Холокоста, уверен член СПЧ:
"Это имеет и негативные последствия во внешнем контуре, порождает пищу для обвинений со стороны наших политических оппонентов за рубежом, позволяет упрекать нас в двойных стандартах".
Прекращение дела Владимира Матвеева вызвало негативный резонанс в среде еврейской общественности и в НПЦ "Холокост".
Его завели в марте 2021 года из-за того, что Матвеев в ходе вебинара для педагогов в Ленобласти по теме "Урок памяти жертв Холокоста и воинов Красной Армии, освободителей Аушвица" назвал Холокост мифом. Он пытался доказать, будто масштабы геноцида евреев во время Второй мировой войны были существенно меньше общепризнанных. Из РАНХиГС, где он занимал должность профессора кафедры бизнес-информатики, математических и статистических методов факультета экономики и финансов, Матвеева уволили.
3 марта Санкт-Петербургский городской суд прекратил дело в отношении Матвеева в связи с истечением срока давности по статье о реабилитации нацизма.
Кстати, нидерландское правительство не пустило сотрудников российской дипмиссии на церемонию в память о жертвах Холокоста в Амстердаме. Дипломаты сочли это решение крайне политизированным.