Статьи

Большое газовое "спасибо": почему решение Стокгольмского арбитража - лучший подарок "Газпрому"

Большое газовое "спасибо": почему решение Стокгольмского арбитража - лучший подарок "Газпрому"

Глава "Газпрома" Алексей Миллер объявил о расторжении всех контрактов с "Нафтогазом Украины". На такой шаг компания пошла после вердикта Стокгольмского арбитража, обязавшего российскую сторону выплатить Киеву $4,6 млрд. Это решение "Газпром" счел несправедливым, а через день уже объявил о процедуре расторжения невыгодных соглашений. Теперь Украина получает дорогой европейский газ и обещает заставить Россию компенсировать лишние траты, а "Газпром" готовится к долгим разбирательствам в Стокгольме. Дмитрий Лекух объясняет, почему худшее решение арбитража стало лучшим подарком "Газпрому".

На самом деле, конечно, то, что происходит во взаимоотношениях российского "Газпрома" и украинского "Нафтогаза" - это ни в коем случае не эмоции. И даже не спор вокруг "газовых потоков". Речь идет о перераспределении всей мировой торговли, и лишившую себя в этой игре какой-либо "субъектности" Украину просто-напросто решено из этой глобальной игры исключить по причине весьма банальной: там не с кем ответственно о чем-либо договариваться.

Впрочем, обо всем по порядку.

В субботу заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что российский концерн начал в Стокгольмском арбитраже процедуру расторжения контрактов на поставку и транзит газа с "Нафтогазом". И это уже не "перспективная угроза", а свершившийся факт.

Мы начали процедуру расторжения контрактов с НАК "Нафтогаз Украины". И новое дело в Стокгольмском арбитраже по этому иску "Газпрома" абсолютно точно будет рассматривать другой состав арбитров. 

Решение Стокгольмского международного арбитража было радикально несправедливым. Руководствуясь какими-то своими внутренними стандартами, судьи приняли настолько ассиметричное решение по контрактам на поставку и транзит, что даже в "Нафтогазе" откровенно восприняли это решение как подарок. Но вот только этот "подарок" по факту оказался подарком не только для "Нафтогаза", но и для самого "Газпрома". Потому как лучшего повода для начала "бракоразводного процесса", легитимного как для российского руководства, так и для европейского потребителя, пожалуй, просто невозможно было бы придумать.

В Европе прекрасно понимают, что сам факт аргументации шведскими арбитрами своего решения "резким ухудшением состояния украинской экономики", который так возмутил Алексея Миллера, тревожен в том числе и для них самих. В бизнесе есть незыблемое правило, что в конечном итоге за все так или иначе все равно заплатит именно потребитель. Миллер прямым текстом говорит: "Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для "Газпрома" является экономически нецелесообразным и невыгодным". И в "старой" Европе с ним совершенно согласны. Он говорит не только от своего лица. 

Кстати, момент для начала легитимизации "ликвидации украинского транзита" выбран более чем удачно. И дело тут вовсе не в накрывших наш континент холодах. Это – так, небольшая, хотя и убедительная деталь экономического пейзажа. Тут куда интереснее другое. Континентальная Европа уже сумела осознать, что конкурентная "война" с англо-саксонской экономической моделью - это всерьез и надолго. У Трампа и его единомышленников просто нет иного выхода, чем реиндустриализация США. Они последовательно идут именно в этом направлении. И такие системные изменения, как налоговая реформа в Америке, - тому лучшее свидетельство. То есть у США просто нет иного выхода - они рассматривают Европу не как промышленного партнера, а исключительно как рынок для своих товаров.

И для того, чтобы в этой войне не то чтобы "победить" (об этом речи вообще не идет, - Европа политически не самостоятельна), но хотя бы сохранить более или менее свои нынешние позиции, европейской промышленности нужен и русский трубопроводный газ. И евразийский транзит. Чтобы заместить "выпадающие объемы" (вспоминаем, допустим, резкий подъем пошлин в США на металлы), им кровь из носу необходим доступ на премиальные рынки юго-восточной Азии. И логистически гарантировать им безопасный и неподконтрольный "морским державам" доступ на эти рынки может либо сухопутный китайский (не без участия России) "пояс шелкового пути", либо транссибирский российский коридор. Либо полностью подконтрольный российской арктической группировке Северный морской путь. Впрочем, это пока что "на перспективу".

А вот русский газ нужен конкретно здесь и сейчас. С гарантированными поставками. И не через обезумевшие и подконтрольные "морским державам" территории непредсказуемых государств-лимитрофов, будь то Украина, Прибалтика или даже Польша. Собственно говоря, именно об этом предельно ясно, жестко и четко сказали в совместном заявлении главы трех крупнейших энергетических концернов германоязычной Европы: немецкого Wintershall, австрийского OMV и примкнувшего к ним Uniper. 

Энергобезопасность Европы не должна становиться игрушкой американской энергетической и экономической политики, а также действий США в сфере безопасности и геополитики. А идущие в фарватере американцев "такие страны, как Украина и Польша, как транзитеры-монополисты не заинтересованы в создании новой и конкурентоспособной газовой инфраструктуры в Европе.

Этим ребятам в сложившейся ситуации нужны только "прямые поставки", которые может обеспечить только "Северный поток". Причем, возможно, не только "один" и "два", но и "три", а то и "четыре". И они за это готовы платить. И "Газпром", понятное дело, в этом тоже кровно заинтересован.

Судя по всему, компания сейчас для того, чтобы форсировать разрыв контракта, даже готова потерять в деньгах. По крайней мере уже известно, что "Газпром" вернул "Нафтогазу" предоплату за мартовские поставки газа и не будет их начинать из-за отсутствия согласованного дополнения к действующему контракту. При этом европейскому транзиту через Украину пока ничто не грозит: расторгать контракт в Стокгольмском арбитраже будут не один месяц. И закончат как раз к тому моменту, когда будет достроен "Северный поток-2". А пока все обязательства по поставкам и транзиту российского газа в Евросоюз выполняются в полном объеме. По итогам телефонных переговоров заместителя главы Еврокомиссии Мароша Шефчовича с министрами энергетики РФ и Украины, а также руководством "Нафтогаза", этот вопрос был решен.