Как известно, под знамена “Исламского государства**” съезжаются радикалы со всего мира. Кроме “ожидаемых” уроженцев Саудовской Аравии и Алжира, там можно встретить и индийцев, и бенгальцев, и уйгуров из КНР, и даже нескольких чилийцев. Однажды в ИГ даже сбежал подросток из Южной Кореи. Через турецко-сирийскую границу в “Халифат” попали тысячи уроженцев Северного Кавказа и Центральной Азии, о которых Ruposters уже рассказывал. Среди радикальных исламистов можно встретить и этнических русских — тех, кто принял ислам и отправился воевать за новую Родину в страну зейтуновых деревьев и красной земли.
Анатолий Землянка
Анатолий Землянка и Магомед Хасиев
Пожалуй, наиболее известными среди этнических русских боевиков в ИГ** оказались Анатолий Землянка и Магомед Хасиев (о нем речь пойдет дальше). В декабре 2015 года они появились на видео, которое выпустил медиацентр Ракки. На видеозаписи показали допрос Хасиева, который был обозначен как “российский шпион”, а затем - его казнь бывшим соотечественником Землянкой.
Анатолий Землянка родом из Ноябрьска, ЯНАО. По словам учителей, в школе он особо ничем не выделялся из массы сверстников, хотя в старших классах начал посещать секцию каратэ. Как утверждают его товарищи по тренировкам и наставники, Землянка серьезно увлекался спортом, но ему недоставало “спортивной агрессии”, чтобы выбиться в лидеры.
В 2004 году Землянка поступил на факультет таможенного дела Финансово-экономического института Тюменского университета. Первые два курса он учился в филиале в Ноябрьске, а затем перевелся в Тюмень. По некоторым данным, мечеть, где его ждали вербовщики, он начал посещать еще в Ноябрьске. Публично называть себя мусульманином он стал только на летних каникулах перед последним курсом вуза.
Общение с людьми, которыми Землянка окружил себя в Тюмени, не прошло даром. В городе, который в середине 2000-х стал одним из наиболее населенных выходцами с Кавказа по ту сторону Уральского хребта, уже состоялась довольно крупная община радикалов-салафитов. В октябре-ноябре 2008 года Землянка уже “официально” принял ислам, т.е. прочитал шахаду в присутствии новых тюменских друзей-ваххабитов. После перехода в ислам Толик стал называть себя Теймуллой.
Комментарии знакомых Анатолия Землянки на странице VK
Конфликт в Сирии оказал серьезное влияние на суннитское исламское общество по всему миру, затронув в т.ч. и тюменских салафитов. Постепенно, с конца 2012 года, в Сирию, чтобы “поддержать Джихад”, начали отправляться студенты местных университетов, местные чеченцы, лезгины, кумыки, даргинцы и т.д. К осени 2013 года “совершил Хиджру” (переселение на территорию, где “идет джихад”) и “Теймулла” Землянка. Он вступил в вооруженное формирование “Тюменский джамаат* Исламского государства** Ирака и Шама”, которое образовали приехавшие в Сирию исламисты из Западной Сибири.
Граффити “Тюменского джамаата* ИГ**ИШ”, Сирия, весна 2014
В казни соотечественника Землянка участвовал в декабре прошлого года, и, по состоянию на минувший август, все еще жив - воюет в составе одного из русскоязычных подразделений ИГ** в провинции Дейр аз-Зор.
Джихади Толик с “сослуживцами” по батальону
Магомед Хасиев (Евгений Юдин)
Хасиев на злополучном видео
Магомед Хасиев - другой герой упомянутого видеоролика с казнью. Казалось бы, текст про славянских джихадистов, причем тут Магомед Хасиев, и именем, и фамилией больше похожий на чеченца?
Еще девять лет назад Магомеда Хасиева звали Евгением Юдиным.
Его жизнь по накалу сравнима с сюжетом “Санта-Барбары”. После того, как его мать лишили родительских прав, он из Челябинска попал в детский дом в Чечне, где в возрасте 14 лет его усыновила Марха Хасиева. Тогда же Юдин принял ислам и стал Хасиевым. Жизнь Магомеда с тех пор текла своим чередом, и каких-либо из ряда вон выходящих событий в ней не происходило. Как и многие, он просил Рамзана Кадырова в Instagram помочь устроить его на работу, параллельно поддерживая связь с теми из сверстников, которые уехали воевать в Сирию.
Летом 2014 года Хасиев якобы был пойман при транспортировке наркотиков, и, в обмен на свободу, должен был поехать на контролируемую ИГ** территорию, чтобы сообщать о выходцах с Северного Кавказа в рядах группировки. Что произошло через полтора года, известно из видео под названием “Вы будете унижены, о, русские!”. Хасиев/Юдин был пойман “амниятом” (“службой безопасности Халифата”) и обезглавлен таким же русским парнем, как и он сам.
Вадим Дорофеев (Абу Ильяс ар-Руси)
Актер Вадим Дорофеев с семьей
Случается, что “Исламское государство**” не только производит своих собственных “звезд” вроде Джихади Джона, но привлекает уже состоявшихся актеров. В 2014 году в Сирию уехал российский актер Вадим Дорофеев. За свою жизнь он успел сняться в десятке кинолент, играя в основном эпизодические роли. Однажды ему посчастливилось исполнить главную роль в фильме Сергея Бодрова “Дочь якудзы”.
Семья актера не раскрывает причин, по которым Дорофеев, отец двух детей, принял ислам в начале 2014 года. Жена утверждала лишь, что он “связался очень плохими людьми”. Если у Землянки между принятием радикального ислама и поездкой в Сирию был промежуток в пять лет, то Дорофеев дошел до нужной кондиции буквально за полгода. В течение весны-лета 2014 года он уговаривал жену принять ислам и увезти детей в Сирию, 16 сентября того же года сказал жене, что пошел в спортбар, а на самом деле взял билет до Стамбула и уже через несколько дней оказался на территории ИГ**.
Вадим Дорофеев aka Абу Ильяс ар-Руси в Кобани незадолго до гибели
Приняв имя Абу Ильяс ар-Руси, он быстро прошел тренировочный и шариатский лагерь, после чего по распределению попал в чеченский батальон “Аль-Акса”, который принимал участие в боях за курдский город Кобани на границе с Турцией. Практически все боевики из этого батальона - 200 человек - погибли в Кобани под пулями курдов и от ударов авиации коалиции. В декабре 2014 года в ходе одного из авиаударов погиб и сам Дорофеев.
Андрей (Умар) Карасик
Андрей Карасик - еще один уникальный персонаж из числа уехавших воевать за ИГ. Уникален он как минимум тем, что является едва ли не единственным евреем в “Исламском государстве**”. Но и это не все.
В 1997 году Карасик окончил вуз по специальности “Филология” и подобно отцу, профессору ВГСПУ, защитил диссертацию по теме “Лингвокультурные характеристики английского юмора”. Параллельно он получал второе высшее. Из филологии Карасика потянуло в техническую сферу, и в 2003 году он получил диплом факультета электроники и вычислительной техники ВолГУ, а потом и степень кандидата технических наук.
Радикальным исламом обладатель двух кандидатских степеней увлекся в 2006 году в тренажерном зале, где познакомился со студентом-египтянином, который учился в Волгограде на медика. Вскоре Андрей принял ислам, после чего стал называть себя Умаром и писать пронзительные тексты про ислам на английском языке во “ВКонтакте”. Карасик-старший объясняет резкий переход в ислам тягой сына к приключениям:
“Он был совершенно вменяемым человеком, кроме одного пунктика – если он во что-то поверил, его трактором не сдвинуть. На все попытки его переубедить он говорил: "Ты ничего не понимаешь". Ему скучно было жить обычной размеренной жизнью, нужно было совершать подвиги. Знаете, есть такие люди, которым на дырявой шине нужно переплыть через Атлантику. Наивность, плюс романтизм такой, с восклицательным знаком, и полная оторванность от жизни. Он увлекался фантастическими фильмами и относился к окружающему миру как к чему-то нереальному”, - рассказал отец будущего боевика журналистам.
Андрей Карасик в ИГ**
По всей видимости, тягой к приключениям можно объяснить и то, что в 2014 году Андрей-Умар Карасик, преподаватель Волгоградского технического университета, увез жену и троих детей в “Исламское государство**”. После “хиджры” Умар-Андрей часто публиковал собственные фото с оружием на страницах в соцсетях.
Подробностей о жизни Карасика в ИГ** очень мало. Известно, что он жил в сирийском городе Шаддади, который был отбит у ИГ в феврале этого года. Именно там обнаружили паспорт Карасика вместе с документами его жены и детей. СМИ сразу же объявили Карасика мертвым, хотя прямых доказательств его гибели нет. Возможно, вскоре мы услышим о новых похождениях кандидата филологических и технических наук.
Сергей Александров (Умар Абу Саад аль-Цыгани)
“Экзотика из России” в ИГ не ограничивается представителем еврейского народа. В 2013 году в “Исламском государстве**” появился по меньшей мере один цыган из России. В миру Сергей Александров, на территории еще не объявленного к тому моменту "Халифата" он принял имя Абу Саад аль-Цыгани и вступил в батальон “Сабри”, где провоевал по меньшей мере до осени 2015 года.
Абу Саад аль-Цыгани (слева) с Абу Раяной аш-Шишани (справа)
"Никогда бы не сказал, что русский будет мне ближе тех, кто отсиживается на диване в Махачкале"
На самом деле, этнических русских в ИГ** гораздо больше. В сводках часто мелькают “ар-Руси”, но в целом, личные истории каждого из них известны мало. Встречаются лишь обрывочные сведения, например, об Абу Абдуллахе ар-Руси (на фото ниже) известно, что до переезда в ИГ** в конце 2013 года он обучался богословию в одном из университетов Каира, а в свободное время торговал лепешками, которые особо хвалят вспомнившие его однокурсники.
Некоторые из т.н. этнических русских “студентов”, т.е. тех, кто проходил обучение исламу в арабских странах, удостаиваются чести выступить с собственным видеообращением, как, например, обучавшийся в Каире “студент” из Астрахани Абу Мухаммад ар-Руси.
Другие славянские выходцы из РФ эпизодически появляются на видео группировки, например, как Абу Зарр ар-Руси (в маске на фото), который в опубликованном весной 2014 года ролике рвет свой российский паспорт под одобрительные возгласы террористического интернационала.
О десятках других русских в ИГ известно в основном из сообщений неофициальных новостных сообществ “Исламского государства**”. Узнать, что тот или иной русский мусульманин уехал в ИГ, можно из краткого некролога на страницах социальной сети с указанием места гибели. Там можно прочесть комментарии в духе “АльхамдулиЛлагъ, никогда бы не сказал, что русский будет мне ближе тех, кто отсиживается на диване в Махачкале”.
Варвара Караулова (Александра Иванова)
Не стоит забывать и о других героях новостей, даже тех, которые до своей заветной мечты не доехали. Речь, естественно, о Варваре Карауловой. Отличница, студентка философского факультета МГУ, внезапно улетевшая в Стамбул и задержанная неподалеку от границы с Сирией.
История Варвары, которая затем сменила имя на Александру, широко известна. Склонить ее к радикальному исламу через соцсети удалось татарину из “Исламского государства**”. Собственно, к нему девушка и ехала, намереваясь пересечь границу с двумя десятками таких же, как она.
Но начиналось все с более безобидных вещей. Варвара приходила на занятия в университет в хиджабе, а также, по словам однокурсников девушки, совершала намаз прямо в туалетах университетского корпуса (что, в общем-то, запрещено исламом). При этом, кардинальных изменений в поведении девушки родители не замечали. В данный момент Караулова-Иванова содержится под стражей.
Мария Погорелова
Другие русские девушки оказались более удачливыми в террористической деятельности. В частности, в “Исламское государство**” удалось уехать Марии Погореловой. Студентка Петербургского колледжа моды сбежала в Сирию в ноябре 2014 года.
По словам ее знакомых, Мария мало отличалась от сверстниц: любила красиво одеваться, носила модную прическу. Единственное - в ходе учебы в колледже у нее проявился интерес к чтению религиозных текстов. Сначала она прочла Библию, затем Коран и после летних каникул 2014 года вернулась в колледж уже в никабе, - одежде, полностью закрывающей лицо, кроме узкой полоски глаз. Причем, в отличие от Карауловой, она пыталась еще и пропагандировать радикальные идеи среди однокурсниц.
Впрочем, завербовать ей никого не удалось. Сообщается, что в ИГ** она вышла замуж за некоего Абу Бакра ад-Дагестани, бригада которого базируется в Мосуле.
Подборка была бы неполной и без указания еще нескольких типажей “экзотических” исламистов.
Ислам аль-Украини
Летом 2014 года редакция принадлежавшего ИГ** сайта Fisyria выпустила видеообращение очередного боевика. Все бы ничего, да главным героем видео был человек, который называл себя Ислам аль-Украини. В трехминутном ролике он кратко рассказал свою историю. Будучи уроженцем Украины, в поисках работы он уехал в Австрию, где принял ислам.
В 2013 году из сердца Европы он направился в Сирию, где вступил в бригаду небезызвестного боевика родом из Панкисского ущелья по имени Мурад Маргошвили (также он известен как Муслим аш-Шишани). За восемь месяцев пребывания в этом “джамаате*” он полностью разочаровался в аш-Шишани и его подходе к “джихаду” и ушел в “Исламское государство**”, куда перевез и свою семью. О дальнейшей судьбе украинского боевика неизвестно.
Даниил Ляшук (Даниял аль-Такбир)
Следующий персонаж этой подборки, скорее всего, заинтересует психиатров больше других. Это гражданин Белоруссии родом из Бреста Даниил Ляшук, получивший широкую известность около года назад в связи с расформированием батальона “Торнадо”.
Ляшук до “принятия ислама”
За свои 20 лет Даниил успел сменить как минимум три системы убеждений. В 2012 году в возрасте 16 лет он стал рэпером-нацистом, в качестве религии выбрал язычество, а также активно выступал против алкоголя и наркотиков.
В 2013 году он стал антифашистом, переехал в Севастополь, где “подсел” на гашиш и амфетамины. В марте 2014 года, после референдума о воссоединении Крыма с Россией, Ляшук уехал с полуострова, бросил антифашистское движение и снова стал нацистом, теперь уже в Санкт-Петербурге. Летом того же года, под воздействием популяризации ИГИЛ** в СМИ Даниил увлекся пропагандистскими роликами группировки и стал считать себя мусульманином. Однако вместо ближневосточного театра военных действий Даниил решил выбрать нечто более родное, в конце года уехав на Украину, сменив имя на Даниял аль-Такбир (при этом, не озаботившись тем, что арабская фонетика подразумевает написание “ат-Такбир”) и вступив в спецроту МВД Украины “Торнадо”.
В интервью СМИ Ляшук объяснил свою мотивацию так: “Я, безусловно, считаю идеалом то, что делает "Исламское государство"**. Я хочу, чтобы кафиров (неверных) вовсе не было на земле, и в самом деле воцарятся любовь, мир и спокойствие. Да все ведь идет из-за кафиров, из-за неверующих, тех, у кого нет Бога!”
Находясь в составе “Торнадо” Ляшук продолжал свою активность в социальных сетях, отвергал собственное прошлое, называя “кафирами”, т.е. неверными, и нацистов, и антифашистов, и ДНР с ЛНР. “Даниял аль-Такбир” оказался замешан во множестве преступлений против мирного населения в зоне военных действий, которые совершили бойцы “Торнадо”. В итоге, подразделение было расформировано едва ли не с боем, а через несколько месяцев сам “Даниял” оказался за решеткой, где, однако, не отказался от своих убеждений, продолжая эпатировать общественность своими высказываниями. В настоящий момент Ляшук находится под следствием.
Джихад по-русски и против русских
Представленная выше подборка персоналий “русского джихада” касалась в основном тех, кто не нашел возможностей для ведения “джихада” в родной стране. В нулевых это явление было чуть менее массовым, но из-за того, что Ирак и Афганситан были труднодосягаемы для “муджахидов” из России (хотя в верховном совете одной из иракских группировок в 2014 году обнаружился самый настоящий “ар-Руси”, а некоторые “кадры” все же добирались до Афганистана), они в основном направлялись на Северный Кавказ, где бегали по горам вместе с местными “бородачами”.
Саид Бурятский
Некоторые из них, как, например, Саид Бурятский (бурят по отцу, русский по матери) становились идейными вдохновителями “джихада”, другие - террористами, виновными в терактах за пределами Северного Кавказа, как, например, Дмитрий Соколов, подготовивший взрывы в Волгограде.
Дмитрий Соколов
Некоторые персоналии, прославившиеся бандитизмом, также пытались “примазаться” к теме джихада. В частности, ислам в тюрьме принял член банды “приморских партизан” Александр Ковтун. Это решение со стороны новоиспеченного салафита говорит о ярко выраженной тенденции в российских тюрьмах - зачастую русские принимают ислам, оказавшись в замкнутом сообществе и почувствовав, что попавших за решетку мусульман связывают куда более тесные связи, чем “обычных” заключенных.
"Приморский партизан" Александр (Сейфуллах) Ковтун
Почему именно радикальный ислам?
По последним данным, в России насчитывается около 20 тыс. русских мусульман и 99,9% из них исповедуют то, что принято называть радикальным исламом. Почему так?
Т.н. “Традиционный ислам” является прерогативой национальных меньшинств, которые его исповедуют — этот ислам пронизан национальными традициями этносов, перейти в которую для русского практически невозможно. Т.н. “чистый ислам”, наоборот, не приемлет национальность, и, соответственно, открыт для всех. Известны случаи перехода в “чистый ислам”, салафизм, представителей народов Севера. А от “чистого ислама” до радикального исламизма - рукой подать: чистый ислам старается во всем следовать буквальному толкованию Корана и Сунны, в котором иному толкованию джихада, кроме как вооруженной борьбы с неверными, просто не остается.
- * террористическая организация, запрещенная на территории России
- ** ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ