Мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что в городе заработал первый в России беспилотный трамвай. Градоначальник лично испытал новый вид транспорта и проехался по маршруту №10 (станция метро "Щукинская" – улица Кулакова).
Разработанный в Москве беспилотный трамвай начали тестировать в мае 2024 года. С тех пор опытный образец проехал 8000 км и при этом ни разу не попал в аварию и не нарушил правила дорожного движения. К концу года в мегаполисе будут работать 4 таких трамвая, а до 2030 года беспилотными технологиями оснастят 300 составов – 2/3 столичного парка.
"Ожидается, что к 2035 году на основе беспилотных технологий будет работать около 90% трамваев Москвы. Это позволит обеспечить максимальную надежность и точность выполнения графика движения", – рассказали в мэрии.

Инновационный транспорт разработан специалистами московского центра исследования и разработки беспилотного транспорта. Сегодня они также запустили ещё два таких трамвая, но эти вагоны пока будут использоваться в качестве лабораторий для обкатки новых версий программного обеспечения.
Первый в России беспилотный трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, определяет, как проехать перекрёсток, переключает стрелки и строго соблюдает график движения. Система работает таким образом, что беспилотный трамвай никогда не столкнётся с впереди идущим транспортом.
Пока что за работой беспилотного трамвая следит вагоновожатый – таковы требования федерального законодательства. В правительстве Москвы пообещали проработать вопрос с министерством транспорта России, чтобы оператор мог присутствовать в кабине без прав на управление. В его функции входит открытие или закрытие дверей в нештатных ситуациях, контроль за оплатой проезда, общее наблюдение за движением.

По словам Сергея Собянина, столичная технология "умного" трамвая выгодно отличается от зарубежных аналогов: работает точнее и стабильнее. Разработка уже отмечена рядом международных премий. Кроме того, подвижной состав застрахован с помощью смарт-контракта с расчётами в цифровых рублях – впервые в России.
Параллельно в столице развивают и традиционное трамвайное движение – так, в 2024 году открылась новая линия на улице Сергия Радонежского, её длина составила 860 метров. Также было реконструировано депо имени Петра Апакова на Шаболовке – в этом и следующем годах в него поступят 100 односекционных товаров нового поколения.
Ранее Ruposters сообщал, что с 2020 года обновлённой трамвайной линией у Павелецкого вокзала воспользовались 107 млн человек, а число поездок на трамваях всего за год выросло на 11%.