Мнение

Прерванный полет: из-за чего затягивается процесс обмена между Россией и Украиной

Прерванный полет: из-за чего затягивается процесс обмена между Россией и Украиной

21 августа журналисты рассказали о подготовке к выдачи украинских заключенных в России. О переводе пятерых осужденных в Москву сообщил правозащитный центр "Мемориал"**, а саму возможность обмена подтвердил глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. 26 августа адвокат, отстаивающий интересы задержанных на Украине россиян, подтвердил, что действительно согласована дата обмена. Он был намечен на конец августа. 29 числа стало известно о переводе Олега Сенцова в Москву, что также связывали с процедурой. Но процесс затормозился. Максим Равреба — о том, кто и что мешает России и Украине обменяться заключенными. 

Вопрос обмена узниками был решен на самом высоком уровне — Путиным и Зеленским. Зеленскому обмен был очень нужен. Именно с него он начал свою триумфальную инаугурационную речь в Раде 20 мая. Главными героями были намечены 24 украинских моряка, которых Порошенко использовал во время провокации 25 ноября 2018 года. Именно ради них и был задуман обмен. И именно в этом оказался изначальный дефект плана, который привел к срыву всех остальных планов. Но обо всем по порядку. 

11 июля Зеленский впервые звонит Путину, а 7 августа — во второй раз. Говорили о многом, но только обмен был главной темой. Процесс пошел. На раскачку ушло ровно две недели, после чего было дано "добро" на информацию для СМИ. С этого момента начались новостные ралли, в которых журналисты соревновались в осведомленности. И стали главными виновниками информационного разочарования.

Четверг, 22 августа. СМИ информируют, что Россия и Украина договорились об обмене по формуле 33 на 33. Журналист Александр Коц сообщил, что политзаключенных из украинских СИЗО свозят в один из санаториев под Киевом. 

Сейчас в этом санатории, по моим данным, 11 человек. Причем, похоже, без юридической очистки.

Санаторий, упомянутый журналистом, будет фигурировать не в одном сообщении.

Пятница, 23 августа. Владимир Зеленский торжественно обещает возвращение моряков "в ближайшие дни". 

Я работаю над этим уже два месяца, дайте мне выполнить свое дело, я обещал народу Украины, что мы вернем пленных, вернем моряков, мы прекратим войну. Я этим занимаюсь лично... Мы ждем результаты шаг за шагом, первые результаты должны быть уже в ближайшие дни.

В тот же день журналист Александр Коц сообщает, что у него в руках список из 33 человек, которых выдает Украина. И выражает обеспокоенность его странностями. Например, трое из списка были освобождены еще в 2017 году. Лишь 14 узников из 33-х, по словам Коца, были свезены в уже упоминавшийся им "санаторий". Дальше – больше. Журналист выяснил, что кандидаты на обмен не получат от украинского правосудия юридической очистки и останутся преступниками. Для граждан Украины это значит изгнание без шансов вернуться домой. Это стало известно благодаря россиянину Игорю Кимаковскому, который отказался на суде от обмена без приговора и юридической очистки, но его принудительно доставили в "санаторий". По дороге он сообщил Красному кресту, что значится в графе "изменение меры пресечения". 

Когда у меня брали заявление на обмен, то заверили, что обвинение будет снято. После, а именно 16.08.2019 г., уже было заявлено, что прогнозируется изменение меры пресечения. Другой вариант — признать свою вину. Поскольку я не совершал никаких преступлений, то признаваться мне не в чем. Поэтому от признания вины я отказался... Заявляю: украинская сторона нарушает договоренности. Потакание украинской стороне считаю проявлением слабой переговорной позиции. Для меня, гражданина России, это неприемлемо, — написал Кимановский в обращении.

Понедельник, 26 августа. Украинские СМИ сообщают, что обмен пленными произойдет 28 или 29 числа. Кое-кто пишет, что передача состоится еще раньше — 27-го. Но были и пессимисты. По их данным, Киев не может собрать 33 человека, что на понедельник 26 августа их в том самом "санатории" всего пятнадцать. Но на это мало кто обратил внимание.

Среда, 28 августа. Главред РИА Новости "Украина" Кирилл Вышинский вышел на свободу под личное поручительство. Но его освобождение с обменом оказалось не связано. Но ликование затмило всех скептиков. Поэтому никто не вчитался в сообщение адвоката политзаключенных Валентина Рыбина. Юрист сказал, что огромной проблемой для обмена является украинская сторона. Во-первых, у Зеленского вопрос не на контроле, а офис президента не может обеспечить 33 человека по формуле 33 на 33. Во-вторых, Рыбин сообщил, что проблема статусов политзаключенных может стать фатальной. Одни, как Вышинский, под судом, но есть и уже осужденные, которых должен помиловать Зеленский. 

Обмен переносится на неопределенный срок, — написал ключевую фразу адвокат Рыбин. 

Именно этот прогноз оказался правдой.

Четверг, 29 августа. Главред "Эха Москвы" Алексей Венедиктов*, который лично занимался вопросом помощи как минимум Вышинскому и не раз бывал в Киеве, сообщил, что в обмен включен осужденный за терроризм Олег Сенцов, он "этапирован в Москву после разговора Путина с Макроном". Ровно в полночь, с 29 на 30 августа, многочисленные источники сообщают, что процесс пошел. 

Все. Обмен начался. Наши отправляются домой. Утром встречаем, — написал анонимный телеграмм-канал, который связывают с офисом Зеленского.

Пятница, 30 августа. В половину пятого утра Алексей Венедиктов* написал: 

В 5 утра самолет с освобожденными украинцами, включая Сенцова и моряков, должен приземлиться в Киеве.

В половину девятого утра украинский журналист и экс-депутат Мустафа Найем сообщает, что в Киев уже летят 24 моряка и еще четверо, к ним не относящихся. Он сослался на нового генпрокурора Украины Руслана Рябошапку, который сказал, что процедура обмена завершилась.

Десятки журналистов и родственников моряков утром 30 августа ждали самолет в аэропорту Киева. В зале ожидания находился новый секретарь СНБО Александр Данилюк. По информации Найема, четверо не-моряков — это Олег Сенцов, Павел Гриб, Николай Карпюк и Владимир Балух.

Никаких сомнений у аудитории СМИ не осталось — обмен произошел. Но всего через три часа, к полудню пятницы, стало ясно, что радоваться рано, а журналисты бежали впереди паровоза. Это назвали "процесс начался, но не закончился". Де-факто обмен выглядел как сорванный. Ведь в аэропорту был целый секретарь СНБО с родителями моряков. Если бы обмен сорвался по вине российской стороны, украинская пресса немедленно подняла бы скандал, но она не подняла.

Потому что обмен был сорван именно украинской стороной. Причиной дипломатично называют "технические и юридические проблемы". Юридический статус, на оформление которого нужно время. Система подставила Зеленского, который заявил, что держит обмен на контроле. Де-факто украинская сторона вообще не занималась обменом. 

"У выдаваемых нами очень большая разница правового положения, в отличие от той же группы моряков с одинаковым статусом", — писали украинские СМИ. Все свалили на бывшего генпрокурора Луценко, который в среду, 28 августа, целенаправленно саботировал юридическую очистку, хотя знал, что во второй половине недели обмен. Это правда. Луценко саботировал, зная, что уходит с поста главы ГПУ.

Действия украинской стороны — главная причина срыва обмена. Чтобы не сорвать его совсем, от официальных заявлений Киев и Москва воздержались. Найем с Венедиктовым тут же взялись за обеление Киева. По их данным, причиной затягивания обмена стал похищенный СБУ в ДНР Владимир Цемах, которого делают "свидетелем" в деле малайзийского Боинга. Эта версия вызывает сомнения, так как Цемах не значился ни в одном опубликованном списке. Но 3 сентября главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке призвал украинскую сторону не допустить обмена Владимира Цемаха. Постфактум стало известно, что официальное письмо он направил как раз 30 августа, в решающий день.

Эта версия сомнительна. Возможно, Нидерланды просто использовали вслепую коллеги из Украины, тот же Луценко, напугавший голландцев тем, что новый президент готов оставить следствие без "ключевого свидетеля". 

Цинично выглядит еще одна вброшенная 1 сентября информация о том, что в пятницу около двадцати человек прилетели из России, но их "засекретили" в таинственном "санатории" под Киевом. 

"Привезли позавчера, прямо из аэропорта. Отпустить их не могут, обмен заблокирован из-за вмешательства Медведчука". Упоминание Медведчука говорит только о том, что система решила анонимно спихнуть вину на главного политического противника Зеленского, которому он публично угрожает судом как "агенту Кремля".

Итак, Зеленский готов управлять Украиной по-новому. Но Украина пока не управляема. Обмен сорван Киевом, персональных виновных искать не стоит. За всем стоит хаос в госуправлении, борьба группировок, тотальная бесконтрольность и халатность.

  • * внесен Минюстом РФ в список иноагентов
  • ** организация-иноагент, внесенная Министерством юстиции РФ в список иностранных агентов