Политика

Ремесло: "Реверс" российского газа: хорошо забытая схема воровства

Ремесло: "Реверс" российского газа: хорошо забытая схема воровства

1 июля Путин заявил о несанкционированном отборе украинской стороной российского газа, поступающего в Европу транзитом через Украину. Однако, украинская сторона и европейцы оправдывают свои действия «реверсными поставками газа». Так есть ли в реальности «реверс»? Начать необходимо с того, что вся схема с «реверсом» не нова. Споры о правомерности «реверса» велись еще более года назад. Суть схемы с реверсом «по-украински», который в нормальной практике обозначает возвратные поставки газа, такова.

Российский газ поступает через территорию Украины в Европу. При прохождении украинской территории он отбирается Нафтогазом. С обоюдного согласия украинской стороны и европейского потребителя этот газ считается не отобранным, а «реверсированным». То есть, европейский покупатель «продает» этот газ украинской стороне.

Немаловажно, что трубы, по которой газ может быть поставлен, физически не существует. Поэтому реверс и называется «виртуальным». С юридической точки зрения в истории с «реверсом» имеют значение два обстоятельства:

1. Поставка газа должна производиться через физический носитель (трубу). Невозможно приобрести право собственности на газ, если отсутствует факт его прохождения через трубу - от продавца к покупателю. 2. Момент, когда к европейскому потребителю переходит право собственности на газ. Это момент, когда газ переходит пункт пропуска на границах двух стран, в нашем случае – Украины и граничащих с ней стран Европы.

Поскольку физически отсутствует труба, по которой Украина могла бы получить обратные поставки газа от Европы, то поставку газа нельзя считать юридически действительной. Более того, европейская сторона не может продавать газ, так как он не перешел в ее собственность (поскольку газ отбирается еще на территории Украины). Таким образом, если бы действительно существовала труба, по которой газ, перешедший в собственность европейской стороны, поставлялся обратно на Украину – тогда бы вопросов о законности «реверса» не было. Однако, в рассматриваемом нами случае мы имеем дело с банальным несанкционированным отбором газа под прикрытием «виртуального» реверса. Виртуальность заключается в том, что реверс этот существует исключительно в головах украинской стороны. Как видите, ничего нового украинские власти не смогли придумать - даже схему отбора российского газа «позаимствовали» у своих предшественников. Надо полагать, что в результате «реверс» приведет Украину к такому же «успеху». Илья Ремесло