Статьи

Налоговый "приворот": почему в России так резко выросли цены на бензин и что делать

Налоговый "приворот": почему в России так резко выросли цены на бензин и что делать

Самой обсуждаемой темой последних недель стало повышение цен на бензин. Резкий скачок произошел в конце мая - стоимость топлива марки АИ-92 прибавила 90 копеек, стоимость бензина марки АИ-95 - 88 копеек. Правительство пообещало снизить акцизы, однако вице-премьер Дмитрий Козак посоветовал россиянам не ждать падения стоимости литра - российские нефтяные компании смогут разве что зафиксировать цены на текущем уровне. Дмитрий Лекух - о причинах дороговизны топлива и о мерах правительства, которых все ждут. 

С начала года бензин вырос в цене на 1,5%, а в годовом выражении прибавил в апреле 6,1%, сообщил Росстат. При этом только за апрель розничные цены на бензин в Российской Федерации выросли приблизительно на 1% - топливо в среднем подорожало за месяц на 42 копейки. И это особенно замечательно в период активных сельскохозяйственных работ.

Новое правительство пытается принимать уже даже и не совсем "рыночные" меры. Оно пообещало снизить акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну. При этом в правительстве понимают, что и этого будет скорее всего недостаточно. И не исключают, что снижение акцизов продолжится, и с 1 июля их могут понизить еще на 700 рублей. Тут ничего не сделаешь - цены надо удерживать. Резкий рост цен на бензин и дизельное топливо бьет далеко не только по автомобилистам. Через некоторое время он отразится и на других секторах. В первую очередь, безусловно, на сельском хозяйстве, в котором доля стоимости топлива в себестоимости конечной продукции, скажем мягко, "достаточно велика". Но и остальному масс-маркету тоже достанется - чисто даже за счет увеличения стоимости транспортных расходов.

Снижением акцизов, как утверждают эксперты, этот вопрос при всем желании не решить. Причина понятна - рост мировых цен на нефть. Это раз. Как уже подсчитано, ситуация на рынке может стабилизироваться только в июле только в том случае, если цена нефти упадет как минимум до $70 за баррель. В противном случае топливо будет дорожать и дальше. А в июне либо цены продолжат довольно быстро расти, либо на рынках образуется дефицит топлива: давления роста оптовых цен розничным ценам не избежать, розница даже крупных компаний уже сейчас работает фактически себе в убыток - в угоду решению политических и социальных задач.

Самое страшное в происходящем это то, что такой сценарий развития событий был не только прогнозируемым, но и планируемым. И об этом людей, принимающих решения в финансово-экономическом блоке правительства Российской Федерации, предупреждали. Потому как причина происходящего предельно проста, а именуется она громко и пафосно "налоговый маневр".

Смысл данного "разворота" довольно прост: максимально (а лучше вообще полностью) отказаться от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, эквивалентно снижению экспортных пошлин увеличить НДПИ на нефть и газовый конденсат. То есть перенести базовые сборы с экспорта, для поддержки которого все это и задумывалось, на добычу. По мысли отечественного Минфина, который совместно с Минэкономики был главным лоббистом этой идеи, такой шаг должен был не только сократить возможности для уклонения от налогов в топливно-энергетическом комплексе, но и стимулировать экспорт, увеличить валютную выручку. Вот мы и видим, как этот маневр именно сырьевой экспорт и стимулирует. Потому как цены теперь для внутренних и внешних потребителей примерно равны.

Мысль далеко не новая. На этом "выравнивании" всегда настаивали наши искренние друзья из организаций типа МВФ. А также радикальные рыночники из экспертных центров типа ВШЭ и Института Гайдара. И, наконец, на фоне минувшего падения нефтяных цен и действительно необходимой стимуляции экспорта им этот маневр удалось провести. Правда, уже на фоне резкого роста цен на нефть, что по отношению к внешним рынкам, безусловно, хорошо, ибо делает продажи нашего энергетического сырья за рубеж максимально комфортными. Но по отношению к экономике своей собственной страны – это откровенное вредительство. И в каком бы пожарном порядке правительство не предпринимало сейчас экстренные меры, у него банально нет инструментов, регулирующих экспортные потоки. Значит, рост цен никакими снижениями акцизов при существующей реальности не остановить.

Крупные отечественные нефтяные компании это прекрасно понимают и предлагают меры по ограничению своей деятельности куда более радикальные, чем контролирующие органы. Нефтяникам в этих рынках необходимо продолжать жить. Чем грозит России системная разбалансировка национальной экономики, они слишком хорошо понимают. Поэтому выступают за временный запрет экспорта нефтепродуктов вообще. Эти меры нужны для того, чтобы наконец вернуться к вопросу о налоговом маневре. Ведь именно эта фискальная модель - причина того, что сейчас происходит на рынке нефтепродуктов. И тут очень важно, какое именно решение будет принято в ближайшие недели: с одной стороны, правительство тоже можно понять, по его подсчетам, налоговый маневр должен принести уже только в этом году 1,6 трлн дополнительных рублей, крайне необходимых для реализации майской программы президента. С другой стороны, системная разбалансировка в случае не удержания цены приведет к такому удорожанию всего по цепочке, что инфляцию уже ни один ЦБ не оттаргетирует. Тут финансовых механизмов будет просто недостаточно, как недостаточно и принудительных административных мер, и просто договоренностей с нефтяниками.

Если мы все-таки хотим защиты наших внутренних рынков, регулировать надо именно экспорт и каким-то образом поощрять переработку, а не продажу сырой нефти за границу. И именно экспортные пошлины - самый доступный и принятый во всем мире инструмент для регулирования именно внутренней цены.