Московскому трамваю через год исполнится 125 лет. До сих пор он остаётся важнейшим элементом городской транспортной системы и каждый день перевозит около 600 тысяч пассажиров, при том что в парке всего шесть сотен вагонов.
В систему столичного трамвая входят 855 остановок и 35 маршрутов – всего 400 км одиночного пути, напомнил мэр Сергей Собянин. Подвижной состав обслуживают в 5 депо. Задействованы три тысячи специалистов, в том числе водители и слесари.
Важным этапом в развитии столичной трамвайной системы стала разработка и закупка новых трехсекционных низкопольных вагонов "Витязь-Москва". Они могут похвастаться не только высочайшим уровнем удобства для всех пассажиров, включая маломобильных, но и локализацией производства в России на уровне 90%. Предусмотрены площадки для крепления велосипедов, USB-зарядки, доступ в интернет через WiFi-сеть, медиаэкраны.
"Один трехсекционный вагон “Витязь-Москва” способен заменить до 200 автомобилей на городских дорогах. Трамвай уместен везде. Он одинаково хорош для небольших исторических улочек и широких проспектов. Трамвайные пути могут проходить через парк, и это не создаст никаких проблем для экологии леса", – перечислил Сергей Собянин.
Еще в начале XXI века многие считали, что трамваю не много осталось – маршрутная сеть постоянно сокращалась, а вагоны были неудобными, устаревшими. Однако затем возрождение этого вида транспорта включили в транспортную программу правительства Москвы, и с тех пор многое изменилось.
За прошедшие годы власти столицы закупили полтысячи новых, современных трамвайных вагонов. Они стоят дорого, но с лихвой окупаются, поскольку рассчитаны не менее чем на 30 лет эксплуатации (разумеется, с плановыми ремонтами). Таким образом, была сделана инвестиция в будущее города, причем процесс закупок еще не завершен – в ближайшие пару лет планируется докупить еще 150 односекционных вагонов для малозагруженных маршрутов. После этого в парке вообще не останется старых трамваев.
В трамваях "Витязь-Москва" с самого начала не было турникетов. Именно с них мы начали ликвидацию этого барьера в наземном транспорте Москвы. Бестурникетная система прохода экономит москвичам до 25 минут времени в пути.
Были проведены важные сопутствующие работы: ремонт путей и их обособление от проезжей части. В результате удалось радикально снизить число аварий с участием трамваев. На обновленных участках шум от этого вида транспорта снизился в 5 раз. Постоянно устанавливаются все новые и новые остановочные павильоны – там тоже можно заряжать гаджеты, а также планировать маршрут с помощью информационных табло и экранов.
Верным и главным признаком возрождения трамвая стало появление новых маршрутов, хотя многие десятилетия до этого наблюдалась обратная тенденция. Трамваи вернулись на Авиамоторную и Солдатскую улицы и Госпитальный вал. Организованы прямые маршруты от станции метро "Бульвар Рокоссовского" до Курского вокзала, от "Сокольников" до "Пролетарской", "Дубровки" и "Угрешской" (МЦК).
Всеобъемлющее обновление не означает, что старые вагоны бесследно исчезли и больше не порадуют любителей ретро. Один из чешских трамваев Tatra, прекрасно знакомых многим поколениям москвичей, теперь будет обслуживать экскурсионный маршрут от улицы Волочаевской до станции метро "Чистые пруды". На этом рейсе пассажирам будут рассказывать об истории московского трамвая и города в целом. Каждый год столица проводит ретропарад с участием отреставрированных старинных вагонов.