Авиаперевозчики массово отказываются от рейсов внутри страны из-за сокращения господдержки. Как пишут "Известия", на 2023 год субсидирование программы выполнения региональных полетов в обход Москвы сократили с 9 млрд до 7,5 млрд рублей в целях экономии по ряду расходных статей на фоне дефицита бюджета. В основном рейсы отменяются в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии. Эксперты полагают, что сокращение финансирования несущественное и больших негативных последствий от него ждать не стоит.
Речь идет о сокращении субсидий по постановлению правительства №1242. Финансирование урезали с 9 млрд примерно до 7,5 млрд рублей - на 1,5 млрд, сообщили два собеседника редакции, а по данным третьего источника, программу урезали на 1,4 млрд рублей.
В прошлом году на нее выделяли 9 млрд рублей, однако за год часть средств Росавиация перераспределила на другие цели. Региональные рейсы тогда просубсидировали на 7,8 млрд рублей. Компании перевезли 2,7 млн пассажиров против 2,85 млн в 2021 году. Нынешнее урезание программы произошло в связи с секвестированием расходов госбюджета. Минтрансу поручили сократить расходы на 5%, что вылилось в урезание размера программы по постановлению № 1242 на 17%, уточнил один из источников. Они указывают на формальный подход ведомства к вопросу: из программы были исключены маршруты, на которые еще не заключались договоры о софинансировании рейсов с региональными властями.
В разных регионах бюджетный процесс построен по-разному. Некоторые подписывались только к концу весны – началу лета, и это не промедление. Эта практика существует далеко не первый год. Сейчас перевозчики корректируют свои программы и отменяют запланированные рейсы после сокращения поддержки. В Nordwind Airlines указали, что полетные программы по маршрутам Нижний Новгород – Петрозаводск и Кемерово – Чита были отменены в связи с пересмотром решения Росавиации субсидировать данные линии. Оба маршрута отсутствовали в соглашении, направленном авиакомпании со стороны Росавиации. Перевозчик ранее планировал выполнять рейсы во Владикавказ из Уфы и Самары на основе региональных субсидий. В Smartavia сообщили, что не отменяют заявленные в летнем расписании рейсы, но приветствуют поддержку государства на развитие региональных маршрутов.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что перевозчики ставятся в затруднительное положение, но при этом сокращение финансирования не драматическое и больших негативных последствий от него не будет:
"Выполнение ряда полетов, даже несмотря на наличие субсидий, достаточно трудно поддерживать на рентабельном уровне. Но в целом пересмотр программы с точки зрения оптимизации маршрутной сети назрел, и ничего драматического нет в том, что несколько сократятся рейсы, дублируемые наземным транспортом".
Гораздо большей проблемой для отрасли в этом году станет отсутствие антисанкционных субсидий в размере 100 млрд рублей.
Тем временем европейские авиаперевозчики пожаловались на китайские компании из-за разрешения летать над Россией. Организации из ЕС называют дискриминацией разрешение для китайских компаний летать над территорией РФ, поскольку им приходится тратить больше времени на перелеты.