Статьи

Легенда Холодной войны: почему один французский наемник держал в страхе всю Африку

Легенда Холодной войны: почему один французский наемник держал в страхе всю Африку

Сегодняшние наемники, интерес к которым вырос из-за событий в Сирии, не идут ни в какое сравнение со львами Холодной войны вроде Марка Хоаре, "бухгалтера из ЮАР", или Джека Шрамма, "плантатора по призванию". Среди них всех есть один, который стоит десятерых. По его методикам и мемуарам работают современные ЧВК и охранные агентства, а на родине - во Франции - он стал героем еще при жизни. Сергей Харламов рассказывает о Бобе Денаре - фермере из Бордо и ужасе африканских диктаторов.

В книге Микала Хема "Быть диктатором. Практическое руководство" есть множество полезных советов: как удержать власть, если ты пришел к ней не совсем законным путем или хочешь еще немного продлить полномочия, как обратить экономическую отсталость народа себе на пользу, как оказаться политически независимым от тех, с чьей помощью ты пришел к власти (подсказка: поскорее всех посадить или казнить), как выстроить управление страной так, чтобы ключевые решения не ускользали от внимания тирана.

В книге приводится и пример того, как правильно использовать иностранное влияние внутри страны, как обеспечить поддержку режиму извне. В том числе Хем рассказывает об умелом использовании наемников и, в частности, – знаменитого француза Боба Денара, который "помог" как минимум 6-10 странам африканского континента. На волне независимости 60-х годов Денар оказался очень востребованным тренером новых армий, настраивал охрану высокопоставленным лицам и приводил людей к власти. За определенные деньги, конечно же.

На самом же деле Боб Денар - худшее, что может случиться с новоиспеченным диктатором. Ставить его в пример как того, кто реально может помочь удержать власть, непозволительно. История жизни Боба Денара - тому четкое подтверждение.

- Мсье полковник, когда я ехал на нашу встречу, то случайно увидел в витрине книжного магазина повесть американской писательницы Саманты Вейнгарт о вас с названием "Последний из пиратов"… Это действительно так? 
- Нет. Девушка просто придумала хлесткое название, чтобы продать свою книгу. Как видите, у меня нет на плече попугая и деревянной ноги. Как бы меня ни называли – и наемником, и бандитом, и пиратом, – мне это абсолютно все равно. Я лучше других знаю, кто я есть на самом деле.

(Здесь и далее - из интервью 2001 года "Дикие Гуси")

Первые успехи и тюрьма

Официальная история утверждает, что Денар родился во французской деревне под Бордо в апреле 1929 года, однако в некоторых интервью он отмечал, что мир не знает его реальную дату рождения, а сам он старше на два года.

Денар утверждал, что в 15 лет он успел повоевать против Гитлера в войсках Сопротивления, однако же иные хроники твердят, что он всего лишь некоторое время скрывал в своем доме несколько человек из отрядов маки – партизан, действовавших на юго-востоке Франции.

В 45-м он под именем Жильбер Буржо попал в самое пекло войны в Индокитае. Служил хорошо, слишком хорошо. Но, несмотря на многочисленные заслуги, ранение и полученное за короткое время звание майора его турнули из части за неподобающее поведение – он напился в местном баре и, кажется, разнес его вдребезги.

Боб Денар в начале 60-х

После такого начала к мирной жизни не возвращаются. И Денар в 56-м году переехал во французский протекторат в Марокко служить в военной полиции. Почти сразу он угодил в тюрьму. Его обвинили в организации нападения на французского премьер-министра Пьера Мендес-Франса. Франс был еврей-левак, а Денар - до мозга костей правый француз-националист. Он был не согласен с политикой Франции в отношении колоний в Африке, считая, что их необходимо удерживать.

Но один человек был не способен сопротивляться (особенно сидя в тюрьме) ходу истории, Африка все же стала независимой от целого ряда европейских держав, в том числе и от Франции.

Денара продержали в заточении 14 месяцев, так в итоге и не осудив за организацию покушения. Веских доказательств, кроме ненависти к левым идеям, не нашли. 

Охранник тех, кто платит больше

Выйдя на свободу, Денар было начал заниматься торговлей на африканском континенте, но вскоре нанялся руководить охраной катангских рудников в районе бельгийского Конго. На бумаге.

- Скажите, трудно ли убивать людей? 
- Это тяжелый вопрос… Очень часто я оказывался в следующей ситуации: если не убью я, то убьют меня… И тут уже выбора не остается. Но никогда в жизни я не убивал ради удовольствия. И ни разу не выстрелил в женщину или ребенка. То же самое касается и революций: я не совершал их по своей прихоти. Это была работа, а не хобби. 

На самом же деле в 1961 году конголезская провинция Катанга активно боролась за независимость, спрос на хорошо обученных солдат был колоссальным, и Денар не собирался упускать шанса быстро заработать. Под его шефством такие же искатели легких пуль объединились в "катангских жандармов", которые наводили ужас на противников. Денар и его отряд поступили тогда на службу к Моизу Чомбе, самопровозглашенному правителю Катанги, и оставались ему верны до того момента, пока миротворческие силы ООН не стали отвоевывать Катангу у сепаратиста.

В 1962 году Боб Денар уже работает на главу Йемена имама аль-Бадру охранником. Интересно, что до того, как стать имамом-королем Йемена, аль-Бадра активно пытался заполучить в союзники СССР, ездил в Москву с визитом и даже что-то подписывал, но все тщетно – он продержался у власти всего 8 дней. Его сверг собственный начальник королевской гвардии, которого он назначил на следующий день после коронации. Впрочем, с помощью отряда Боба Денара экс-королю удалось закрепиться в самом начале гражданской войны, которая продолжалась до 1970 года. Имам умер в своей постели в квартире с видом на Темзу.

Денар участвовал в войне в Нигерии, принимал деньги от повстанцев, воевавших против режима Мобуту в Конго, после чего воевал уже против повстанцев на стороне самого Мобуту (получил звание полковника).

Боб Денар в Катанге

Принципы "беспринципного" Денара 

Заир, Курдистан, Чад, Габон, Иран... Боб Денар возглавлял габонскую национальную гвардию, участвовал в антимарксистском мятеже в Анголе, убивал курдов на западе Ирана, пытался свергнуть режим в Бенине (неудачно), вторгался в Конго на велосипедах (серьезно), методично уничтожал партизан Южной Родезии (британское колониальное владение в Южной Африке), даже воевал против самого Че Гевары в конголезском конфликте на стороне бельгийцев, с которыми воевал в начале карьеры, а также пробовал спасти семью марокканского короля Хасана II из лап неистового радикала по имени Муаммар Каддафи. Попытка спасения окончилась неудачей.

Можно подумать, что у такого человека изначально не было никаких принципов и все решали деньги. Действительно, какой уважающий себя человек будет сначала работать на каких-нибудь очередных повстанцев, а потом – на их свергаемого диктатора, предложи он цену побольше? К концу 60-х слава о Денаре дошла до таких высот, что он мог получать по 20 тысяч американских долларов в час за дежурство во дворце какого-нибудь Омара Бонго из Габона.

- Почем в среднем один переворот?
- Это зависит от страны. На Коморах - одна цена, в Москве обойдется дороже. Цену я вам не назову - это, если хотите, коммерческая тайна. Но любая революция не делается бесплатно: требуются деньги на те же корабли, оружие. А у вас что, есть какой-то особенный план переворота? Если есть, давайте обсудим: может, мне понравится, и я вам скидку сделаю.

Тем не менее принципы у "главного наемника Африки" все же были. Во-первых, он никогда не выступал против своей родины – Франции, кроме, фактически, одного единственного раза, в конце своей карьеры. Во-вторых, его наемники никогда не мародерствовали и не допускали бессмысленных жертв мирного населения. Их всегда было не больше 30-40, поэтому следить за ними было не слишком сложно, тем более самому Бобу. Он всегда говорил, что он "солдат, а не убийца", хотя и добавлял, что "республиканский пират". 

Операция на Коморах

В начале 60-х в Конго он был вынужден пойти против своих заказчиков-повстанцев, желавших разграбить Стенливиль – ставку Мобуту. В Стенливиле проживало белое население потомков бельгийцев-колонизаторов, и Денару не раз приходилось жестко пресекать попытки расправ над жителями города как с одной, так и с другой враждующей стороны, вплоть до операции "Красный дракон", устроенной бельгийскими войсками для спасения выживших. Этой операции Денар не мешал.

Денара встречают на Коморских островах

А в 78-м Денара занесло на Коморские острова. Тогда он еще не знал, что останется в этих землях на столь долгий срок – до 1989 года. Он искал там убежища (незадолго до этого его великолепный план по захвату аэропорта в Бенине и свержению оттуда местного правителя дал сбой – армия не поддержала его отряд), но нашел власть, богатство и спокойствие на 12 лет.

Некто Ахмед Абдалла Абдереман, будучи коморским президентом, еще в 1975 году нанял Денара обучать его солдат для борьбы с его противником, повстанцем Али Салихом. Денар отработал свои деньги, а затем сверг Абдаллу и посадил на коморский "трон" того самого Али Салиха.

Через два года он встретился с Абдаллой в Париже. У бывшего президента не было иного выбора, кроме как пообещать Бобу несметные сокровища в обмен на возвращение власти в Коморах. Денар неожиданно согласился - еще бы, аванс в 3 млн франков! 12 мая 1978 года 46 человек в черной униформе подплыли к острову Гран-Комор и за вечер уничтожили всю вертикаль коморской власти. Абдалла торжественно избрался президентом, а Денар поселился в городе.

Этому предшествовали недели напряженных трудов, два срыва контрактов с другими наемниками и долгие дни латания старого судна "Антинея", на котором можно было как можно ближе подплыть к островам. Аванс и все сбережения Денара были потрачены ради одной авантюры, неудача в которой могла поставить крест на его карьере и жизни. Но это того стоило.

- Русские всегда были отличными солдатами, и неудивительно, что некоторые ваши кадровые военные, уволенные со службы, нашли себе работу в Африке. Их было бы и больше, но далеко не все ваши офицеры говорят по-английски и по-французски <...> Русские и украинские наемники в Конго не вступали в военные действия на суше, их стихией был воздух. Они составляли экипажи боевых вертолетов и управляли истребителями МиГ.
- Вам нравится российское оружие? 
- Оно отличного качества. Советская военная техника много лет стоит на вооружении стран Африки, и это показывает ее надежность, так как африканцы могут сломать все что угодно. На Коморских Островах моим личным “стволом” много лет был AK-47.

Скоро ему и его наемникам принадлежала вся служба безопасности островов, стратегически важные предприятия (в основном по ремонту авто и кустарные промыслы) и недвижимость. Он женился на одной из жен Абдаллы по имени Мазна и принял ислам, взяв имя Мустафа.

Организация африканского единства была возмущена сложившимся "наемническим раем" на Коморах, отказавшись принимать страну в свои ряды. Денар тогда решил схитрить – торжественно улетел из страны на самолете, а потом потихоньку вернулся, продолжая строить свою бизнес-империю.

80-е. Боб Денар наблюдает за строевой подготовкой гвардейских сил Комор

Бегство и возвращение на родину

Но 12 лет райской жизни закончились, когда в ночь с 26 на 27 ноября 1989 года Абдалла при загадочных обстоятельствах погиб прямо в своей резиденции у стола с подписанным приказом о передаче чрезвычайных полномочий начальнику его гвардии мистеру Денару. Сам Денар объяснял, что один из охранников будто сошел с ума и начал стрелять во все вокруг, Денар бросился на пол, но Абдалла не успел.

Это совершенно не понравилось Франции, отправившей для успокоения в регион 3 000 солдат на пяти линкорах. Такой внушительной армии Денар дожидаться не стал, улизнув в ЮАР. Там он на три года затаился в Претории, писал мемуары и прожигал остатки финансов.

- Кстати, счет за работу вы выставляете до операции или после? 
– Разумеется, я требую предоплату – ведь в любом случае я рискую жизнями моих людей. Но если кто-то закажет оптом сразу три переворота, это будет стоить дешевле.

А в 1993 году вернулся на родину. Вернулся он, конечно же, знаменитостью, о нем слагали легенды – и вот герой сказок вдруг идет по просторам Бордо, а его слезы снимает местное телевидение. Его сразу арестовали за попытку переворота в Бенине – в ходе захвата аэропорта погибли два гражданина Франции. Однако вся страна относилась к нему с восторгом, а правительство отзывалось о Денаре как о порядочном подданном Франции – оказалось, что многие свои операции Денар совершал по прямому приказу из Парижа. Боб сотрудничал с "параллельной сетью" - корпусом французской разведки Шарля де Голля. Ему дали пять лет условно. Это просто верх судебной снисходительности.

Последняя попытка захвата власти

Два года Денар усердно изображал примерного фермера и семьянина: выращивал овощи и смотрел телевизор. А еще через два года журналисты уже снимали, как отборные французские коммандос бережно и вежливо ведут 66-летнего наемника в самолет, чтобы доставить обратно на суд в Париже из Морони, столицы Комор.

Французы почтенно ведут своего земляка к самолету

Денар и 12 его лучших наемников предприняли последнюю попытку захвата власти в "родных" Коморах. В сентябре 1995 года они под покровом ночи высадились близ столицы, арестовали профранцузского президента Саида Джохара и объявили о создании нового правительства.

Другим африканским странам такой расклад был не на руку. Пригрозив отказаться от импорта французских вооружений, африканцы вынудили президента Ширака послать 600 коммандос "вызволять" воинственного гражданина Франции с островов. 

Во Франции престарелого рэмбо ждал очередной суд: на него жаловались родственники Абдаллы, решившие, что в смерти виноват именно Денар.

- В 1995 году вы совершили последний в своей жизни переворот. Сейчас бы вам легко было это сделать? 
- А вы хотите мне заказать переворот? 
- Нет, я просто спросил. 

Суд длился до 2007 года, ему в конечном итоге изменили наказание на четыре года реального срока, а позже сократили до одного года, но и его Денар не отбывал по состоянию здоровья: вернувшись из Африки в последний раз, "король наемников" обнаружил у себя болезнь Альцгеймера. Вскоре он только и делал, что старался не забыть, как зовут его восьмерых детей, разбросанных по всей Африке, которым он постоянно звонил. Он жил в обшарпанном подворье, а от былых богатств не осталось и следа. Легенда Холодной войны умер в своей постели в возрасте 78 лет в 2007 году - тихой смертью громоподобного мужа.