Телеграм-канал "Автовоз" взял интервью у основателя проекта "Автостат" Сергея Целикова. Ведущий аналитик рынка рассказал об особенностях китайского автопрома, который быстро завоёвывает всё бо́льшую долю российского рынка.
Целиков пояснил, что живёт на два города – он ежегодно наматывает огромный километраж между Тольятти и Москвой на разных моделях брендовых пресс-парков. С 2021 года он лично испытал 40-50 китайских автомобилей. Далее – рассказ самого специалиста.

У китайцев другое отношение к автомобилям
У них очень потребительское отношение к автомобилям, машины не берегут. Мы покупаем машину всерьёз и надолго, а с китайской машиной такого не будет. Это не машина на всю жизнь.
Философия Китая: вот машина, она едет. Как дрель – купил, выкинул, когда сломалась, купил новую. Проще, чем ремонтировать.
Рыночная цена машины с пробегом упадёт втрое, но не "в ноль". Есть внутренний вторичный рынок. Есть стоимость оставшегося железа.
На вазовских машинах большинства опций нет вообще: электроники торможения, отслеживания полос, автоматического включения света. Но машина заводится, едет, везёт.
Здесь всё это есть. Ну, сломалось, какое-то время не будет работать, потом починишь.
Серьёзные проблемы китайских авто
- Очень много не цинкованного металла. При том, что в промо могут утверждать, что всё оцинковано.
- Железо тоньше. Машина должна лет десять отъездить, потом её надо утилизировать. На большее она не рассчитана.
- Массовая проблема с коробками. Почти у всех моделей Chery они "тормозят", какие-то рывки во время движения. Более плавно управляешь, она вроде бы едет ровно, чуть газанёшь, она дёргается. Коробки проблемные, у таксистов вообще беда. Они их меняют пачками.
На этом можно сэкономить. Ты купил машину в полтора раза дешевле европейского или японского аналога. И ты теряешь чуть меньше. В РФ их шестьдесят брендов, около пятисот моделей. Какие-то получше. У "Ховера" проблемы с коробками почти нет.
Первая десятка по продажам и топовые по рейтингам качества в Китае – вовсе не те, что продаются у нас. Chery далеко не первая. Лидируют BYD, Changan, который у нас только в десятке.
Экраны и кнопки. Покупатель – бета-тестер
У китайских машин совершенно другая эргономика. С каждым годом экранов становится всё больше, физических кнопок – меньше. Так им проще переходить с модели на модель: они очень быстро обновляют модели.
Невозможно выводить на рынок новую модель каждые полтора года, нормально оттестировав. Не будут успевать менять кнопки. Проще дописывать софт, перенастраивать, сохранив девайс и основную часть интерфейса.
Есть нюансы у разных брендов: кто-то совсем уходит в экраны, кто-то оставляет физические кнопки.
Организация экрана на разных брендах разная. Где-то интуитивно понятно, а где-то наворочено столько, что надо долго к машине привыкать. Это очень злит. Ужаснее всего, когда уводят в экран, например, функцию управления зеркалами: надо "провалиться" в интерфейс на три уровня, чтобы выставить зеркала заднего вида.
Пространство экрана у разных брендов организовано по-разному. Бывает – огромный экран, а в нём используется треть площади, остальное пусто. Где-то очень мелкие кнопочки в ряд выставлены, где-то правый край пустой – не используется.
Сенсорика тоже у разных брендов по-разному организована. Есть нюансы по тачскрину: у кого-то легко нажимается, у кого-то два-три раза надо нажимать. Экраны тоже разные: дешёвые или получше. Это уже бытовая электроника. Делается, я думаю, для удешевления.
У Changan более–менее нормально, но у CS95 отвратительный угол наклона – постоянно бликует. У GAC GS8 относительно остальных всё было как надо. Я не могу сказать, как это будет работать в холода, когда состарится, когда трясёт, когда влажно.
Как водитель, обеими руками голосую – чем больше физических кнопок, тем лучше.
Причуды электроники
На многих китайцах пока не вставишь водительский ремень безопасности, машина не заведётся и не тронется с места. Даже во дворе не можешь перегнать пару метров пока не застегнул ремень.
Почти все китайские машины очень говорливые. Когда ты наезжаешь при пересечении полосы на разметку, она "поёт". На сугроб наезжаешь зимой по снегу – она "поёт", потому что считает, что ты что-то пересекаешь.
Система курсовой стабилизации, которая реагирует электроникой на пересечение полосы. Опцию удержания в полосе хрен отключишь: она так прошита.
Рано или поздно на это пиликанье перестаёшь обращать внимание и в какой-то момент перестаёшь реагировать на важные уведомления. Можно пропустить уведомление, например, критически низкого уровня топлива.