Политика

Украина отказалась от гарантий безопасности Запада вместо вступления в НАТО

Украина отказалась от гарантий безопасности Запада вместо вступления в НАТО
Фото NATO North Atlantic Treaty Organization | Flickr

Министерство иностранных дел Украины в годовщину подписания Будапештского меморандума выступило с решительным заявлением о своей позиции относительно гарантий безопасности, которые страны Запада предлагают предоставить Киеву взамен приглашения в Североатлантический альянс. Глава ведомства Андрей Сибига планирует представить эту позицию на встрече министров НАТО.

Украинский МИД назвал Будапештский меморандум "памятником недальновидности в принятии стратегических решений по безопасности" и выступил категорически против подписания в будущем аналогичного соглашения.

"Мы уверены, что единственной реальной гарантией безопасности для Украины, а также эффективным сдерживающим фактором против дальнейшей агрессии России как в отношении Украины, так и других стран, является только полноправное членство Украины в НАТО. Учитывая горький опыт Будапештского меморандума, мы не согласимся ни на какие альтернативы, суррогаты или замены полноценному членству в НАТО", - говорится в заявлении.

Украинские дипломаты выразили уверенность, что развитие европейской архитектуры безопасности "за счет интересов Украины, а не с их учетом, обречено на провал". МИД официально обратился с просьбой пригласить страну в альянс к США и Великобритании, подписавшим Будапештский меморандум, а также к Франции и Китаю, которые к нему присоединились, и ко всем государствам-участникам Договора о нераспространении ядерного оружия.

Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был подписан лидерами Украины, США, РФ и Великобритании 5 декабря 1994 года. В обмен на передачу советского ядерного оружия России Украина получала гарантии своей независимости и территориальной целостности. По мнению экспертов, соглашение было лишь формальностью, поскольку страна не имела возможности оставить у себя советское оружие по финансовым и политическим соображениям.